Избалованные хорошей музыкой итальянцы назвали Власова «русским чародеем» и занесли выступление во Флоренции в Римскую книгу «Лучшие концерты года». Нижегородские меломаны помнят эмоционального аккордеониста по региональной программе «Новые имена»: Никита не раз становился её стипендиатом.
Лауреат 11 престижных международных и всероссийских конкурсов, премий президента России и молодёжного «Триумфа», он совсем не похож на звезду: ноль вычурности или лоска, держится очень просто, одет в потёртые джинсы и водолазку. Встретишь на улице - и не заподозришь даже, что перед тобой солист знаменитого оркестра «Виртуозы Москвы».
«Чародей аккордеона» ответил на вопросы «АиФ-НН».
«Шмель» привел к Спивакову
- Никита, как вы попали в «Виртуозы Москвы»?
- Произошло это лет десять назад во французском Кольмаре, где Владимир Теодорович Спиваков проводит музыкальные фестивали. К тому времени у меня уже было несколько наград за участие в различных конкурсах. Видимо, это сыграло роль в приглашении в Кольмар. Там я сыграл «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Польку» Альфреда Шнитке, «Менуэт» Игнация Падеревского. Спиваков остался доволен дебютом, а вскоре, когда я учился уже в консерватории, поступило предложение стать солистом «Виртуозов Москвы».
- Пожалуй, это уникальный случай, когда студента приглашают в такой известный коллектив!
- Безусловно, это почётно и в то же время ответственно. К тому же приходилось совмещать учёбу с гастролями.
- Как к этому относились в консерватории?
- С пониманием. А я старался не давать повода для негативного восприятия своего отсутствия на занятиях и быстро навёрстывал всё, что пропустил, играя с «Солистами».
Танго «с огоньком»
- Кроме соло, участия в концертах «Виртузов Москвы», вы много выступаете теперь и в составе ансамбля Con forza, который создали сами. Что побудило предпринять такой шаг?
- Начну с того, что участники ансамбля Александр Миндиашвили, Валентина Амосова, Дмитрий Стариков, Юрий Барсуков, Игорь Мажаров, Алексей Поспелов - мои консерваторские друзья. У большинства из нас успешно складывается собственная сольная карьера, но мы решили объединить аккордеон, вокал, скрипку, классическую гитару, конт-рабас, фортепиано, ударные. В ансамбле они обладают богатой тембровой палитрой. За пять лет ансамбль успел выступить во многих городах России и за рубежом, принимал участие в благотворительном концерте в храме Христа Спасителя, стал лауреатом Московского фестиваля «Дворянские сезоны». Недавно мы представили свой новый проект «Шестое чувство» с элементами пантомимы и цирка.
- В вашем собственном сольном репертуаре много произведений аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, а его танго вызвали восхищение даже у королевы Нидерландов Беатрикс, экс-президента США Билла Клинтона и президента России Владимира Путина…
- Пьяццолла создал самостоятельное музыкальное направление на стыке академической и массовой культуры. Жанр танго стал изысканно-концертным. Его музыка нравится и мне, и слушателям, включая глав государств.
Выбирает отечественное
- Вы разрушаете все стереотипы - с моцартовским вдохновением исполняете на аккордеоне классику: Баха, Бетховена, Чайковского. Выходит, аккордеон - академический инструмент?
- По исполнительскому уровню и музыкальным задачам он давно стал таким. Но многое зависит от того, в чьих он руках и какой инструмент. У меня, например, отечественный, воронежской фабрики, которую основал выпускник Нижегородской консерватории заслуженный артист России Владимир Васильевич Авралев. Воронежские баяны и аккордеоны сейчас известны во всём мире, они ни в чём не уступают инструментам известных итальянских, французских или немецких фирм.
- Вы ведь родились на Украине?
- Да, моя малая родина - Донецк. Правда, детство провёл в Башкирии, в небольшом закрытом военном городке с былинно-фольклорным названием Межгорье. Тогда он скрывался под именем Белорецка-15. Там в шесть лет начал играть на фортепиано.
- А как же аккордеон?
- Моя мама, пианистка, увидев, что я слишком быстро справляюсь с её заданиями, в «нагрузку» дала в руки аккордеон. Он-то и стал моим главным инструментом на все последующие годы.
Приехал, чтобы учиться
- Украина, Башкортостан, потом Нижний Новгород. Что же привело сюда?
- Друзья нашей семьи как-то рассказали, что в Нижнем Новгороде в консерватории есть замечательный педагог по классу баяна профессор Виктор Иванович Голубничий, и было бы неплохо, чтобы он послушал меня. Правда, при первой встрече Виктор Иванович наотрез отказался стать моим учителем: «С детьми не занимаюсь». И только услышав, как я играю, согласился давать уроки. Вот уже много лет он мой учитель и наставник. Даже окончив консерваторию, по-прежнему продолжаю с ним советоваться.
- Во Франции, в городке Сан-Сов, давно существует Центр национальной и международной аккордеонной музыки. Слушатели занимаются с известными педагогами, по окончании получают диплом Парижской консерватории. Вас не привлекает такая перспектива?
- Нет, у французов другой стиль игры, более лёгкий, специалисты называют его музыкальным флиртом - этакое заигрывание с публикой. Но это не для меня. Я сторонник академического стиля.
- Гастроли, многочисленные награды, внимание поклонников… Есть от чего возгордиться!
- Я не «фабрикант» или «народный артист», у меня нет головокружения от собственных достижений. Как справедливо заметила известная певица, победам нужно радоваться не более пяти минут, а потом идти дальше.
- Чем будет знаменателен для вас 2014 год?
- Гастролями по стране. Побываю в самых отдалённых уголках России. Главное событие для меня - 35-летие «Виртуозов Москвы» и юбилей их создателя, маэстро Спивакова.