Об уникальном нижегородском опыте бесплатных классических концертов, чуткой публике и музыкальных амбициях - наш разговор с Александром Скульским, художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии им. Мстислава Ростроповича.
Музыка в ракушке
- Александр Михайлович, в этом году Нижегородская филармония в 59 раз открыла сезон летних общедоступных симфонических концертов. Правда ли, что такой музыкальный опыт уникален для России?
- На протяжении первых двадцати лет существования филармонии её симфонический оркестр давал разовые летние концерты в разных парках города. Это были развлекательные мероприятия. Так было до момента, когда на Волжском откосе появилась летняя эстрада - знаменитая ракушка. Главный дирижёр оркестра Израиль Гусман убедил местные власти, что такая сценическая площадка нужна Горькому. С этого момента концерты превратились в систематические выступления симфонического оркестра, с чётко выстроенной музыкальной программой. Ничего подобного нет в других городах России. Подчеркнём, что мы бесплатно предоставляем всем желающим возможность услышать прекрасную классическую музыку.
Когда летняя эстрада сгорела и её не восстановили сразу, филармония предоставила сцену своего концертного зала для летних благотворительных выступлений оркестра. Это тоже уникальный для России случай.
- Сегодня практически на всех благотворительных концертах летней серии аншлаг. Это говорит о возрастающем желании нижегородцев слушать классическую музыку?
- Когда общедоступные концерты ещё проходили на летней площадке Волжского откоса, люди сидели на склонах, стояли вдоль ограждения набережной, слушателей были тысячи. Даже проплывающие пароходы во время этих выступлений не подавали гудков. В последние несколько лет я вновь вижу растущий интерес людей к классической музыке. Может быть, это звучит нескромно, но в этом есть и заслуга нашего оркестра - музыканты стали играть лучше. И публика изменилась.
- В чём это выражается?
- В Нижнем Новгороде образованный, умный, чуткий, любящий наш коллектив слушатель. Помню, когда-то я завидовал тому, какая понимающая публика приходит в Большой зал Ленинградской филармонии, а сейчас там аплодисменты раздаются в каждой паузе музыкального произведения, очевидно, что в прекрасный зал собрались не знатоки и опытные ценители. А в нашей филармонии сложилось сообщество слушателей, внимательно, с удовольствием и пониманием слушающих сложную музыку. Теперь не требуется включать в программы только самые популярные произведения классики.
Искусство вне столиц
- Есть обывательское мнение, что если ты хороший музыкант, обязательно должен хотеть покорить своим талантом Москву или Санкт-Петербург, играть, например, в оркестре Мариинского театра. Так ли это?
- Это слишком огульное обобщение, которое совершенно не отражает реальности жизни. В симфоническом оркестре Нижегородской филармонии есть музыканты, которые ранее работали в самых знаменитых оркестрах России. Представление, что полноценная творческая жизнь кипит только в Москве и Питере - устаревшее. Конечно, в столице 30 оркестров, а у нас их около пяти. Но каждый из нижегородских коллективов ведёт в своей области музыки самобытную, полноценную, увлекательную деятельность.
- Есть ещё стереотип, что каждый музыкант оркестра мечтает быть солистом…
- Детское представление о творческой судьбе музыканта может быть таким, как вы сформулировали. Но когда человек перестаёт быть ребёнком и становится профессионалом, он начинает понимать: жизнь полноценна не только на сольной сцене, в оркестре она может быть намного интересней. Другому открывается, что он хочет преподавать, а третий становится музыкальным критиком. Надо просто найти свой путь.
- Правда ли, что на благотворительных концертах вы даёте шанс каждому из 104 музыкантов симфонического оркестра филармонии стать солистом?
- Действительно, все участники коллектива могут подготовить произведение, которое хотели бы исполнить сольно в сопровождении оркестра и подать заявку на его исполнение летом. Это хорошая возможность для самовыражения музыкантов оркестра. Конечно, не каждое выступление - шедевр музыкальной жизни, но это всегда достойно внимания слушателей.
С классикой по жизни
- Как вы считаете, рано или поздно каждый человек приходит к пониманию вечной красоты классической музыки? Каждый начинает нуждаться в её присутствии в своей жизни?
- Что скрывать, даже я знаю людей, которые никогда в жизни не слышали того же Моцарта. Искренне сочувствую, но так сложилась их судьба. Если человек живёт нормальной интеллектуальной, духовной жизнью, он к классической музыке придёт обязательно. Многие не знают: эта музыка очень разная. Она может быть и высокоинтеллектуальной, и захватывающей, и развлекательной, и прикладной, соответствующей каким-то сиюминутным задачам. Но у человека должна быть возможность слышать классику. И наши благотворительные концерты в том числе дают такую возможность. Пусть человек не испытывает желания покупать абонемент филармонии, но каждый год приходит на благотворительные концерты симфонического оркестра. Мы только рады.
- А можете посоветовать произведения, с которых можно начать знакомство с классической музыкой?
- Всё, что вас сразу привлекло, то и продолжайте слушать. Чайковский, Бетховен, Брамс, Вагнер, Бах, Глинка, Балакирев - всё хорошо. Дальше разберётесь в приоритетах. В прекрасный мир классической музыки нет одной входной двери. Один вход и выход только в лабиринте, а здесь их множество.