Обогнать китайцев
- Для многих его появление стало неожиданностью, я его сам до Паралимпиады не видел. А какие результаты! На 100-метровке он побил рекорд, «стоявший» 10 лет, - сократил время на 7 секунд. Хотя мы с ним тоже поборолись: секунды не хватило на «полтиннике» (50 метров вольным стилем. - Прим. ред.), чтобы его «наказать».
- Китайцы - лидеры во многих спортивных дисциплинах. Почему же мы вторые?
- Китаю можно только аплодировать: много в этой стране делается для развития спорта. В каждой префектуре, каждом городе есть специализированные спортивные школы и объекты. В большой спорт отбирают одного из 1000 - у нас в лучшем случае одного из 10. Вот откуда такие результаты.
- Но Россия стала второй. Это тоже победа!
- Это заслуга, в первую очередь, паралимпийцев и их тренеров. Своими высокими результатами мы привлекаем к инваспорту внимание, и властям волей-неволей приходится тратить на него деньги, строить спортивные базы. Хотелось бы, конечно, чтобы у нас это развивалось такими же темпами, как в Китае. Поэтому наша задача - побеждать.
С 3 месяцев в бассейне
- Про олимпийцев, паралимпийцев говорят, что они в спорт идут зарабатывать…
- Если так, что сразу же после первой своей Паралимпиады, где у меня было 3 «золота» и одно «серебро», я бы наплевал на всех, купил домик и валялся там, ничего не делая. Мы побеждаем, чтобы родители детей-инвалидов не опускали руки и вели детей в спорт. В каждом ребёнке есть талант.
- Ваши родители попали в точку, когда в 3 месяца отдали вас в плавание?
- Да, и я очень благодарен им за это. И за то, что всегда были рядом. Как и моему тренеру - Вадиму Юрьевичу Морозову. Когда мы начинали, он был единственным в регионе человеком, тренировавшим инвалидов. Мы с ним 16 лет работаем, он мне как второй отец.
- Если сравнивать Пекин и Лондон, разница ощутима?
- Да, я стал сильнее, опытнее. Хотя мой опыт, к сожалению, не помог справиться с волнением. Если честно, и до Лондона, и на соревнованиях приходилось выдерживать большое психологическое давление. Появление Янга, вопросы журналистов перед поездкой. Давили победы Пекина-2008: «ответственность», «должен», «высокий класс», «возможности»… Но спорт есть спорт. Кто не падал, тот не вставал.
Шанс для молодёжки
- Где тренировались перед Лондоном? У нас в регионе для паралимпийцев специальных спортивных объектов нет.
- Перед Паралимпиадой был сбор в СДЮСШОР по инва-спорту в Дзержинске, потом - в Таганроге, потом - на Кипре. Последний сбор проходил на спортбазе «Озеро Круглое» в Подмосковье. Это главная федеральная база, считается очень крутой. Но она для олимпийцев…
Нам уже который год обещают построить базу под Дзержинском, специально для нижегородских пловцов-паралимпийцев. Ведь не только я за Нижегородскую область выступаю, у нас есть и Денис Дорогаев, и Эдик Самарин, и Алексей Лыжихин - все призёры Лондона-2012: у Эдика в эстафетах «серебро» и «бронза», у Дениса в эстафете - «серебро», у Алексея - «серебро» в 50-метровке на спине. Народ-то есть, а тренироваться пока, к сожалению, негде. Есть ещё молодёжная сборная, которая тоже должна выезжать на сборы, на соревнования.
- Дмитрий, в чём секрет ваших побед, да ещё с рекордами? Ведь перед такими сложностями и здоровый спортсмен спасует…
- Секрет в адской работе. Все смотрят телевизор, но мало кто знает, как спортсмены пашут на тренировках, как, бывает, плачут от усталости. Мы семьи и друзей не видим по полгода, от этого ещё тяжелее. Но нужно быть твёрдым. Знать, зачем ты это делаешь, и идти к цели. Конечно, успеха добиваешься только в тандеме с тренером: когда он правильно выстраивает подготовку, а ты беспрекословно выполняешь то, что он говорит. Тогда всё получится.