В конце прошлой недели состоялась давно ожидаемая встреча руководства «Группы ГАЗ» с руководством первичной профсоюзной организации ОАО «ГАЗ». Наконец были названы реальные перспективы находящегося в тяжелейшем положении автогиганта.
В совещании сторон социального партнёрства приняли участие председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин, его заместитель Яков Коп, президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин, депутат Госдумы от Автозаводского округа Валерий Корнилов, глава администрации Автозаводского района Владимир Солдатенков, председатель профкома ОАО «ГАЗ» Евгений Морозов, председатель Нижегородской областной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Борис Охлучин и др.
Во-первых, председатель правления Сергей Занозин сообщил, что в июле-августе будут сокращены 6000 человек. Ранее, напомним, называлась цифра в 5000. И судя по его словам, это не последнее сокращение.
Общая ситуация, по словам Занозина, оказалась хуже и сложнее, чем ожидали. При этом кризис, по его оценке, затянулся и пик его ещё впереди.
Во-вторых, руководство автозавода еще раз подчеркнуло, что ожидаемая помощь от государства оказалась далеко не в тех объемах, что необходимы. Весь российский автопромышленный сектор получит помощи на 25 млрд. рублей (прежде всего, это реструктуризация долгов), а автопрому нужно, по словам Занозина, 150 млрд.
По словам главы «Группы ГАЗ», программы, которые запущены, работают, но проблемы пока не решают. Идёт, как сообщил Занозин, большая работа с банками по созданию выгодных условий кредитования для юридических и частных лиц. Тем не менее, председатель правления избегал в своей речи конкретики, говоря общими фразами о необходимости искать спрос, увеличивать производство и т.д. Ничего более-менее однозначного не прозвучало и в отношении перспектив сотрудничества с купленным компанией Magna завода Opel.
Но самая болезненная тема вызвала категорическое несогласие профсоюзов: менеджмент «Группы ГАЗ» намерен применить к рабочим новую форму, т.н. аутстаффинг.
Рабочие будут устроены в кадровые агентства, то есть выведены за штат. А предприятие наймет их у кадрового агентства «в лизинг».
Такая форма позволяет любому предприятию уклониться от соблюдения основных требований Трудового кодекса РФ: лишает работника гарантий и компенсаций, права на ежегодный оплачиваемый отпуск и т.п. Компания избегает необходимости перечислять в бюджет ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат сотрудникам, не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении работников, перекладывает несение ответственности за неисполнение норм законов о труде на кадровое агентство.
Кроме того, если возникает трудовой конфликт, то он будет касаться кадрового агентства, а не компании.
- Мы считаем, что это «рабский труд 21-го века», - прокомментировал итог встречи для АиФ-НН.RU заместитель председателя Нижегородской областной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Михаил Синёв. - Мы будем добиваться от руководства ОАО «ГАЗ» отмены этого решения. В случае отказа обратимся в прокуратуру.
МЕЖДУ ТЕМ
Несмотря на слова о том, что пик кризиса ещё впереди, председатель правления
Сергей Занозин закончил свою речь словами о том, что Горьковский автозавод из
кризиса выйдет с новыми продуктами. Правда, с какими именно, не сказал. Но вряд
ли речь шла о пресловутом Siber. Также не пояснил, какие рабочие силы и в каком
количестве будут создавать эти новые продукты.