Примерное время чтения: 8 минут
415

Экономисты и юристы нужны…

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/05/2010

В итоге специалисты (по диплому) ходят толпами в поисках вакансий, а на работу взять некого - жалуются работодатели.

К чему ведёт перепроизводство юристов и экономистов? Исправит ли ситуацию сокращение бюджетных мест на эти специальности? Насколько качество подготовки нынешних выпускников соответствует требованиям современных работодателей? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Проблемы перепроизводства юристов и экономистов: почему выпускники юридических и экономических факультетов не могут найти работу по профилю?», прошедшего в пресс-центре «АиФ-НН».

Бюджет сокращают, конкурс растёт

- Что касается политики, проводимой Министерством образования и науки РФ в последние годы, то сокращение количества мест, которые предоставляются по специальностям юридического и экономического блоков, действительно идёт, - отметил Николай БАБАНОВ, заместитель министра образования Нижегородской области. - Но оно не является критическим или масштабным. В общем объёме оно составило в 2009 году (по сравнению с 2008-м) около 10 процентов. Как правило, сокращение идёт в непрофильных вузах и по непрофильным направлениям.

- Сокращение бюджетных мест на эти специальности - тенденция настоящего времени, - согласился Вячеслав ЯСЕНЕВ, декан финансового факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - По нашему факультету: из 125 бюджетных мест сегодня осталось 73. Это политика Правительства РФ.

Несколько иная картина, правда, наблюдается по юридическому направлению.

- Мы в этом году бюджетный приём, наоборот, увеличиваем, - подчеркнула Марина КЛЕПОНОСОВА, декан факультета права НФ ГУ-ВШЭ. - В прошлом году на нашем факультете было 40 мест, в этом году набираем 40 бакалавров, 20 специалистов и 15 магистрантов.

Однако это едва ли не единичный случай. В основном сокращение бюджетных мест на производство специалистов этих направлений вполне ощутимо. А спрос до сих пор большой. Но не со стороны работодателей, а со стороны абитуриентов.

Рынок труда «красноречиво молчит»

- На сегодняшний момент у нас 27 тыс. вакансий, из них только 4 заявки на юристов и 2 на экономистов, - рассказала Галина СЕЙФУТДИНОВА, заместитель директора ГУ «Центр занятости населения г. Н.Новгорода». - Сведения же о вакансиях, согласно постановлению правительства Нижегородской области, в срок до трёх дней нам предоставляют все предприятия, нуждающиеся в кадрах.

По словам Галины Александровны, в основном если юристы и требуются, то очень высокой квалификации, а финансисты обязательно с профильным образованием и опытом работы по специальности. Куда же при этом идти выпускникам?

- Здесь очень важно взаимодействие системы образования и работодателей, - пояснил Николай Бабанов, - когда подготовка студентов «затачивается» под конкретные вакансии в тех же банковских структурах или страховании. И практику они там проходят, и стипендию получают. Это подстёгивает студента учиться хорошо, демонстрировать все свои знания и умения. А те, кто оказывается за бортом, приходят в службу занятости.

Как отметили эксперты, число последних не превышает 10 процентов от общего количества выпускников по этим специальностям. Остальные находят работу уже на старших курсах.

- В чистом виде юристы сегодня, наверное, действительно мало востребованы, - поддержала коллег Марина Клепоносова. - Работодателям нужны именно междисциплинарные специалисты: либо на стыке права и экономики, либо на стыке права и психологии, обязательно со знанием иностранных языков. Проблема же заключается в том, что на сегодняшний день многие вузы остановились на стандартном уровне подготовки - изучают только законодательство. При составлении учебных планов и программ необходимо обязательно привлекать работодателей.

- Сильно влияет на рынок труда падение производства, - отметил Юрий ЛЕБЕДЕВ, заместитель декана экономического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - Но появилось много коммерческих структур, банков, малых предприятий. Конечно, работодатель всегда боялся новичков. Но сейчас выпускники гораздо сильнее нас, тогдашних: они уже знают и вычислительную технику, и иностранные языки. Есть, конечно, и слабо подготовленные молодые люди, которых школа не научила ни считать, ни писать. Они должны учиться в системе профобразования или техникумах. Но даже если они попадают в вузы и проводят 5 лет в их стенах, они серьёзно подтягивают свой уровень.

«Ходишь-ходишь в школу…»

Проблему качества подготовки и абитуриентов, и специалистов с дипломами отметили все собравшиеся.

- Многие молодые люди оказались сегодня неконкурентоспособны на рынке труда, у них очень низка мотивация к труду, - продолжила Галина Сейфутдинова. - А требования работодателей серьёзно возросли. В основном требуются широкообразованные специалисты, с креативным мышлением, со знанием психологии, социологии. Выпускники же к нам приходят с очень слабой подготовкой, инертные, но с высокими амбициями. Да ещё зачастую вместе с родителями, что говорит только об инфантильности таких соискателей. При выборе профессии и при получении образования они ещё не имеют должного представления о своей специальности.

- Если говорить о проблеме осознанного выбора, то решить её сможет переход на систему двухуровнего образования, - рассказала Светлана ГОЛОВАНОВА, декан факультета экономики НФ ГУ-ВШЭ. - Иными словами, в бакалавриате мы даём человеку возможность получить представление об экономических дисциплинах, а потом уже он сам сможет понять, куда в дальнейшем двигаться. Новый этап гибкости появляется при переходе от бакалавриата в магистратуру. Не понравилась студенту экономика, он может полностью поменять направление обучения - пойти на юридический факультет, на менеджмент и т.д. Благодаря этой системе усиливается мотивация к учёбе у студентов, а значит, повышается качество выпускников. А что касается демографического кризиса - этот процесс тоже играет нам на руку с точки зрения повышения качества образования. Потому что выживут в этой ситуации сильнейшие, те, которые дают самое лучшее образование, чьи выпускники котируются на рынке труда.

- Глядя в будущее, можно предположить, что переход на двухуровневую систему позволит повысить и существующий рейтинг вузов, - согласился Вячеслав Ясенев. - И конкурировать они уже будут в учебных программах, приближая их к конкретным реалиям, чтобы они были более удобны для трудоустройства будущих выпускников. Кстати, тенденция сегодня идёт к улучшению качества заочного образования. А это прямой путь в бизнес, заочное образование имеет даже некие преимущества по сравнению с очным, когда практика и теория действуют сообща.

Кому нужен рейтинг вузов?

Объективной шкалы оценки деятельности современных высших школ сегодня не существует - это признали все участники круглого стола.

- Можно посчитать, сколько у кого профессоров, доцентов или единиц той или иной литературы, и процент трудоустройства можно оценить, но это будет лишь количественная характеристика, - уверен Николай Бабанов. - Здесь важно мнение не чиновников, не министерства или правительства, а мнение профессионального сообщества, работодателей и потребителей. Вот тогда эта оценка будет и обоснованной, и уважаемой.

КСТАТИ

Согласно постановлению правительства Нижегородской области «Об утверждении порядка предоставления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест в центры занятости» от 20.04.2009 г., все работодатели, без исключения, обязаны предоставлять в службу занятости сведения о наличии вакансий не позднее одного дня, следующего за днём появления вакансии. В случае непредоставления данной информации работодатели несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Почему идут учиться на юристов и экономистов?

Причинами, по которым конкурс на данные специальности до сих пор не уменьшается, эксперты называют:

- инфантильность современных подростков, не могущих вовремя определиться в выборе будущей профессии и полагающихся на мнение родителей или желающих отложить взрослую жизнь ещё на несколько лет;

- устоявшийся стереотип о том, что учиться на этих специальностях гораздо легче, чем в технических или творческих вузах; - желание получить знания «для себя» (юридическое или экономическое образование практически в любой отрасли лишним не станет).

«Студентов Вышки на бирже труда нет»

Марина КЛЕПОНОСОВА, декан факультета права НФ ГУ-ВШЭ:

- Определить, в каком учебном заведении можно получить качественное юридическое образование, несложно, если учитывать ряд важных факторов.

В частности, стоит обратить внимание на то, как в вузе организована практика. На факультете права Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде студенты проверяют полученные знания, работая консультантами юридической клиники «Студенческое правовое бюро». Они бесплатно оказывают юридическую помощь малообеспеченным гражданам, приобретая бесценный опыт работы.

Показательны и итоги студенческих олимпиад. Команда факультета права нижегородской Вышки два года подряд становилась победителем областной межвузовской олимпиады по юриспруденции, а в этом году заняла второе место.

Большую роль играет и оценка профессионального сообщества.

В декабре были подведены итоги регионального конкурса «Юрист-профессионал-2009», организованного компанией «АПИ». Победителем был признан Юрий Ольховский, начальник отдела правового обеспечения продаж и качества продукции ГАЗ, выпускник факультета права Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде. А в конце апреля Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» опубликовало результаты общественной аттестации юридических вузов и факультетов Нижнего Новгорода. Нижегородская Вышка вошла в тройку лидеров.

реклама

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно