ПОЭТОМУ, по его мнению, не может не радовать, что абитуриенты с удовольствием идут на инженерные факультеты.
Уникальная академия
- ВАЛЕРИЙ Иванович, для Нижегородской области ваш вуз по-своему уникальный. Можно сказать, что у выпускников водной академии нет проблем с трудоустройством?
- В Волго-Вятском регионе таких вузов, как наш, больше нет. Мы готовим специалистов в основном для транспортной отрасли. Но не только для водного, но и для других видов транспорта. Проблем с трудоустройством у наших выпускников фактически нет. Студенты ещё на III курсе проходят учебную практику на предприятиях, показывают себя работодателю. И впоследствии в академию поступают персональные заявки от предприятий.
Обучение по заказу
- ПРАВДА ли, что в вашем вузе до сих пор существует система распределения? Насколько она отвечает современным рыночным отношениям?
- Действительно, мы не упразднили систему распределения. Создали комиссию по содействию в трудоустройстве выпускников. Даже когда предприятия переживали трудные времена и с трудом брали ребят, мы находили способы решения проблемы трудоустройства. Мы помогаем студентам, которые обучаются не только на бюджетных местах, но и на договорной основе.
Что касается технических специальностей, то на судоводителей, механиков, электромехаников, кораблестроителей заявок от предприятий поступает в полтора-два раза больше, чем выпуск специалистов. Количество бюджетных мест нам с каждым годом увеличивают. Но и это не помогает удовлетворить все потребности предприятий.
- Как работает система распределения? Как она отражается на подготовке студентов?
- Сейчас у академии заключены договоры с сотней предприятий по всей России - от Мурманской и Архангельской областей до Сахалина. Готовя специалистов, мы вносим коррективы в учебные планы с учётом пожеланий предприятий. Проявить себя студентам помогает учебная практика: хорошо поработаешь - персональная заявка тебе обеспечена. Могу сказать, что в нашу академию приходит очень много предложений от работодателей, они шлют нам благодарственные письма. Всё-таки правильно, что возвращается система подготовки специалиста по заказу работодателя. Я думаю, не нужно выпускать специалиста широкого профиля, давайте ориентироваться на целевую подготовку узких профессионалов, чтобы не приходилось переучивать молодых работников. Слишком много времени уходит на адаптацию новоиспечённого специалиста на рабочем месте. Крупные предприятия создают свои учебные комбинаты, где натаскивают новичков.
- КАК вы считаете, в чём главная проблема высшей школы на сегодняшний день: подготовка квалифицированных специалистов или трудоустройство выпускников?
- Конечно, показатель качества образования в вузе - это востребованность его выпускников. Но главная проблема сегодня для высшей школы в знаниях, с которыми абитуриенты приходят в вуз. Они недостаточно хорошо знают физику, химию, математику… Уровень подготовки поступающих с каждым годом снижается - подготовка в школах стала намного слабее. Приходится возвращаться к школьной программе и некоторые предметы проходить заново. Но это же не функция вуза!
Для подготовки инженеров нужна серьёзная материальная база. Поэтому ни один коммерческий вуз на сегодняшний день подготовку инженерных кадров не ведёт. Поэтому я считаю, что во всех высших учебных заведениях должна создаваться система "Лицей - техникум - вуз", которая на сегодняшний день существует в Волжской академии водного транспорта.
Замечательно, что на федеральном уровне было принято решение уделить особое внимание начальному профессиональному образованию. Таким образом, вуз превращается в большой отраслевой образовательный комплекс. Если к проблеме подготовки специалистов рабочих и технических профессий подходить системно, то ситуацию удастся исправить.