Красота и умиротворение, и никакой агрессии, в которой погрязла окружающая действительность. Неужели нет чертей в этом тихом омуте?
От негатива спасают картины
- Леонид Александрович, ваша мастерская чем-то напоминает проходной двор: тут можно встретить и собратьев по цеху, и случайных посетителей, и дамочек, которые часами жалуются на судьбу и требуют сочувствия. Творчеству это не мешает?
- Не мешает. Знаете, мои работы защищают меня от любого негатива. Люди действительно всякие приходят, иногда - больные, иногда – энергетические вампиры. В такие минуты мне физически плохо становится, даже кисточка из рук валится, но я пишу, и минут через пятнадцать всё приходит в норму.
- Даже слезоточивые женщины не надоедают?
- Женщина - существо нежное, тонкое, которое нуждается в поддержке. Её надо выслушать, ободрить, сказать что-нибудь приятное. А жалуются они потому, что не хватает любви. Сейчас многие дамы пытаются быть похожими на мужчин: простыми, грубыми, прямолинейными, как бревно. И при этом удивляются, почему же мужчины их бросают. Жаль, что в школе не преподают азы человеческих взаимоотношений.
- Наверное, в свой адрес вы слышите не только похвалу, но и отрицательные отзывы. Что вы делаете, если посетитель с порога начинает хулить ваше творчество?
- Некоторые приходят специально, чтобы поругаться. Если я вижу, что человек явился именно с таким намерением, то даже провоцирую его дополнительно - пусть выскажет всё, что накипело.
- Зачем?
- У него на душе легче станет, а я на критику не обижаюсь.
- Вы вообще ни на что не обижаетесь?
- Практически да. Я долго работал над собой и научился не обижаться. Когда задумаешься над тем, почему человек сказал гадость, всегда придёшь к выводу, что для обиды нет повода. Может, он по жизни несчастен или в данный момент у него было плохое настроение. Так пусть уйдёт с хорошим.
- И что, не тянет врезать по физиономии или хотя бы сказать ответную пакость?
- Теперь уже не тянет. Добро не должно быть с кулаками, потому что тогда оно превращается в зло.
Пиар таланта не заменит
- Скажите, насколько вообще важно для художника общественное мнение? Можно ли заниматься творчеством исключительно для себя и пары-тройки близких?
- То, что создаёт художник, ему не принадлежит, ибо всё в этом мире делается для людей. И когда художник теряет связь со зрителем, это очень опасно. Он может превратиться в несчастного человека, которому кажется, что его никто не понимает и не ценит. Творец, о котором забывают, вырождается, деградирует. Я не знаю ни одного творческого человека, лишённого честолюбия. Когда мне говорят, что «пишут для себя», я вижу за этими словами страх критики и обиду. И чем больше человек зомбирован, тем болезненнее он реагирует на негативные отзывы.
- Но существует ещё общественное мнение, которое формируют не зрители и критики, а средства массовой информации. Например, хорошим тоном считается насмехаться над Зурабом Церетели. Но когда он приехал со своей выставкой в Нижний, многие увидели, что он достоин уважения больше, чем насмешек.
- Талант и трудолюбие Зураба Церетели сомнений не вызывают. Да и с друзьями этому художнику явно повезло. Но конечно, информация, которая льётся с телеэкранов, оказывает сильное воздействие. Я сам недавно оказался под её влиянием.
- Как это произошло?
- Я говорю о выставке Никаса Сафронова. Шёл туда, надеясь увидеть гениальные творения прославленного мэтра. Именно так представляли его средства массовой информации. Но после посещения осталось ощущение, что меня обманули. Я не увидел даже простого профессионализма.
- Вы хотите сказать, что можно стать всемирно известным, не обладая при этом умением и талантом?
- К сожалению, да. Здесь та же ситуация, как на эстраде, - раскрутить можно кого угодно. Это дутая популярность, основанная на пиаре. Обратите внимание, в телепередачах много показывают самого Никаса и очень мало – его работы. И даже на выставке был выбран красный фон, оказывающий дополнительный психологический эффект на зрителя, своего рода «подтанцовка» для поп-звезды на сцене. Зря он поехал по стране с картинами, осложнил труд своих пиарщиков.
Способ жизни и средства выживания
- Сын моих знакомых всерьёз решил стать профессиональным художником, чем поверг родителей в глубокий шок. Они говорят, заработать живописью невозможно, но он настаивает на своём выборе. Скажите, у художников, которые не имеют таких друзей, как Сафронов и Церетели, вообще нет шансов на безбедное существование? Чем вы живёте не в духовном, а в житейском плане?
- Заработать живописью сложно, картины - не хлеб и не водка, их покупают нечасто. К тому же они не могут стоить дёшево: во сколько можно оценить год упорного труда? Есть, конечно, творческие заказы, однако безбедное существование они не обеспечивают. Но так как я всё-таки театральный художник, то ситуацию спасают заказы по дизайну. Я берусь лишь за ту работу, в которой могу исходить из своего видения, а не из жёстких требований клиента. В качестве примера приведу интерьеры в кафе «Фонотека», где одной из особенностей оформления стал подвешенный к потолку и раскрашенный рояль.
- Не хотите полностью переквалифицироваться на дизайнера? Это профессия востребованная и хорошо оплачиваемая…
- Будь моя воля, я бы вообще работал только в мастерской, писал картины. Но жизнь есть жизнь. Дизайн интерьеров интересен, однако пересесть за компьютер и сменить кисть на клавиатуру - это не моё.
- А ваша семья как относится к отсутствию гарантированного дохода?
- Спасибо моим близким, они понимают, что для меня творчество - это способ жить. Когда нет средств для выживания, я прошу у Бога не денег, а работы, за которую заплатят деньги. И это срабатывает.
- Вы верующий?
- Да, крестился в девяностых годах в Старо-Ярмарочном соборе. К сожалению, в церковь хожу не очень часто, постов не соблюдаю, хотя мои близкие стараются следовать канонам православия. Я считаю, что нельзя идти в храм, как в магазин, не подготовившись. А на подготовку времени не всегда хватает. Но наше православие хорошо тем, что не требует беспрекословного подчинения. Получилось - хорошо, не получилось - что ж делать, в следующий раз получится. Бог всегда даёт возможность сделать что-то доброе, посылает хороших людей. Надо только любить и верить.
СПРАВКА АИФ-НН
Леонид Александрович Колосов родился в 1957 году в селе Сорокино Тюменской области. В 1984 году окончил Одесское театрально-художественное училище. Работал художником-декоратором в Нижегородском ТЮЗе, художником-постановщиком Камерного музыкального театра им. Степанова. Участник городских, областных, всероссийских и зарубежных выставок, член Союза театральных деятелей России, член Международного союза художников.