Примерное время чтения: 6 минут
106

Чужой боли не бывает

«Дорога жизни» привела к… смерти

850 ТЫСЯЧ рублей собрали из личных средств депутаты Законодательного собрания области. Лично передать деньги пострадавшим отправились Александр Сериков (на снимке в центре) и Александр Табачников (на снимке крайний справа). Делегацию парламентариев встретили бывший мэр Цхинвала, а сейчас член комиссии по урегулированию конфликта Зураб Кокоев и военные 58-й армии. Обеспечили автомобилем и сопровождением. Кокоев принял гостей в своём доме, где до сих пор выбиты окна.

По словам Александра Серикова, понять и оценить масштаб трагедии в Цхинвале можно, только побывав на месте. Город, который находится в нескольких километрах от осетино-грузинской границы, практически полностью разрушен - он превратился в горы строительного мусора. Везде кирпичи, доски, покосившиеся заборы, обгорелые остовы зданий. Полностью разбомбили одну из достопримечательностей Цхинвала - дом-музей академика, языковеда Васо Абаева. От здания осталась одна табличка.

И на фоне полной разрухи - яблони, усыпанные плодами. Их не сжёг огонь войны…

Военные, прошедшие Чечню, говорят, что такого насилия даже там не было. Зураб Кокоев рассказал, что в день наступления грузинские войска бомбили город в течение двух часов. А потом вдруг затишье. Люди надеялись, что обстрел прекратился, и начали экстренно на легковых машинах эвакуировать свои семьи в сторону посёлка Зар. На всех трёх дорогах к населённому пункту их ждали грузинские войска. Мирных жителей давили танками, расстреливали.

 - Вот на этих трёх дорогах творился полный кошмар, они знали, что расстреливают именно убегающих - мирное население, - вспоминает Кокоев. - Не остановили грузин ни дети, ни женщины, ни старики…

По городу стреляли из миномётов, гранатомётов, пушек. До этого атаки велись со всех сторон, кроме западного направления. Зарская дорога была “дорогой жизни”. Но в эту кампанию грузины перекрыли и её. Все выходы из города были заблокированы - Цхинвал взяли в кольцо. Поэтому и было много жертв - все стремились на “дорогу жизни”.

До начала войны в Цхинвале проживало примерно 40 тысяч человек. По предварительным подсчётам, сейчас осталась в живых лишь половина жителей.

 - Нам с российским менталитетом не понять, как можно жить в состоянии конфликта 200 лет, - делится впечатлениями Александр Сериков. - Постоянные обстрелы идут последние 18 лет.

Три ночи - в погребе

Одна из семей, которой помогли нижегородские депутаты, Кокоевы (однофамильцы бывшего мэра). 13 человек в одночасье потеряли дом.

 - Некоторые успели отправить детей во Владикавказ (Северная Осетия) за день до наступления. Мы тоже младших выслали, - рассказывает 73-летний глава семьи (на снимке второй справа). - А сами остались дома. В ночь с

7 на 8 августа на город обрушилась стрельба. Мы быстро взяли какие-то вещи, свечку и спустились в подвал - из дома нельзя было выйти, так стреляли. Мы не смогли даже воду достать. Сидели всю ночь, утром легче не стало. Пускали в ход тяжёлые орудия, по городу начали ездить танки.

Почувствовав запах гари, супруги выбрались на улицу - их дом горел. Пришлось спасаться ползком, сквозь пули. Скрывались у соседей, в погребе - три дня и три ночи. Когда пришли российские миротворцы, жителей отвезли во Владикавказ.

 - Мы были в шоке. До сих пор никак не можем прийти в себя.

Старейшины Цхинвала говорят, что только благодаря России (которую здесь зовут не иначе как “наша”) они остались живы:

 - Грузия нас “съедает” больше 200 лет. Россия нас спасла. Она нас всегда поддерживает. Мы чувствуем себя гражданами России. Жаль, что мы дожили до такого кошмара на старости лет.

Не покинут родные гнёзда

СейЧас в Цхинвале постепенно налаживается жизнь. Город чистый от войск. Восстанавливаются электроснабжение, водопровод, организовано почтовое сообщение. Правда, по словам Александра Табачникова, наблюдается некоторая административная суета - нет чётко налаженной работы хозяйственных служб. Магазины не работают, поэтому все продукты, которые получают жители, - это гуманитарная помощь. Живых денег до приезда нижегородцев никто не видел.

Депутаты собирали именно на восстановление домов. Делились из личных средств - кто дал 10 тысяч рублей, кто - 30 тысяч. Изначально хотели помочь одной семье. Но при приезде увидели, сколько здесь людей нуждаются в средствах. В результате осмотра города выбрали пять семей. Кокоевы, дом которых наиболее разрушен, получили 450 тысяч рублей, остальные - по 100 тысяч. Практически в каждом доме в Цхинвале проживало несколько поколений. И даже после пережитого ужаса никто уезжать не собирается. На полученные деньги люди своими силами будут восстанавливать родные гнёзда.

Александр Табачников отметил, что со всеми семьями заключены трёхсторонние соглашения о целевом расходовании средств - их подписали главы семей, депутаты Законодательного собрания Нижегородской области и администрация Цхинвала.

 - Все благотворительные средства, собранные в помощь жителям Южной Осетии, нуждаются в целевой направленности, -  считает Александр Табачников. - Случается, что деньги распыляются по разным фондам. В Осетии нужна конкретная помощь конкретным людям. Мы и отправились в республику, чтобы проконтролировать целевое использование средств.

В свою очередь Александр Сериков подчеркнул, что за судьбой осетинских семей, которым удалось помочь, депутаты будут внимательно следить и в дальнейшем.

КСТАТИ

Если индивидуальные дома жители могут восстановить своими силами, то многоквартирные здания придётся строить новые. Так, по словам Александра Табачникова, российской строительной организации “СУ-155” (в состав которой входит “Нижегородкапстрой”) выделен участок земли возле Цхинвала, где она будет строить новые жилые многоэтажки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно