Примерное время чтения: 7 минут
207

Театр имени Вахтангова отыграл полномасштабные спектакли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты - Нижний Новгород 09/12/2009

Порой гастрольная деятельность в регионах напоминает антикризисный чёс. Но…

…Недавно в столице Приволжья гостил московский театр им. Вахтангова. Эти гастроли сильно отличались от всех остальных. Столичные театры редко привозят сразу пять полноценных спектаклей (в том числе премьерных), а не урезанные варианты для провинции. Василий Лановой, Владимир Этуш, Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Владимир Симонов, Лидия Вележева, Мария Аронова - столько звёзд в одной связке зрители видят не часто.

Никакого автопилота!

- Конечно, сложно собрать такое количество известных артистов вместе на гастроли или на спектакль, - признаётся режиссёр театра, создатель самых аншлаговых спектаклей Владимир Иванов. - У нас в театре работает много очень ангажированных и востребованных актёров. Недавно мы репетировали спектакль «Правдивейшая легенда одного квартала» по Стейнбеку. В нём задействовано шесть героев, которые должны быть на сцене практически от начала до конца. В эту компанию входили Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Евгений Косарев… И мы за выпускной месяц октябрь смогли собраться в полном составе пять раз. Это было достижение!

Тут ничего не поделаешь - так живут практически все столичные театры. Перед режиссёрами стоит выбор: либо брать совсем неизвестных актёров, либо подстраиваться под знаменитостей. В итоге и режиссёры, и продюсеры, организующие гастроли, выбирают второй вариант.

- Конечно, за последние полтора года стало намного сложнее возить репертуарные театры на большие гастроли, - считает продюсер Александр Борода. - Но с Вахтанговским театром работать достаточно просто. Выбор гастрольного репертуара - процесс совместный. Есть пожелания от театра, есть моё представление о кассовых спектаклях. Приходим к общему знаменателю - значит, гастроли проходят на ура.

Как бы ни сложно было собирать стационарный театр на гастроли, и актёры, и режиссёры с удовольствием пакуют чемоданы.

- Гастроли - это всегда адреналин в жизни спектакля, - говорит Владимир Иванов. - Поездки сохраняют жизнь спектаклям, они дают новый взгляд зрителя, который корректирует постановки, не даёт актёрам играть на автопилоте.

Любимый Любимцев

Гастроли в Нижнем Новгороде открыл музыкальный спектакль «Мадемуазель Нитуш». Это яркий пример честного подхода театра к гастролям - в провинцию привозят те же спектакли, которые видят московские зрители. В нём принимают участие около 100 человек, включая музыкантов оркестра. В Нижний привезли огромные декорации, потрясающие костюмы. Спектакль в нашем городе играли в преддверии юбилея - 30 декабря он отметит пятилетие. На разных площадках постановка исполнялась уже более 130 раз! Именно четырёхчасовую «Нитуш» играют в Вахтанговском 31 декабря (правда, начинают в 5 часов вечера, чтобы зрители смогли успеть к праздничному столу). Кстати, никто и не думал, что спектакль будут вывозить на гастроли из-за многолюдности и громоздкости. К примеру, Нижний за два года видит «Нитуш» уже второй раз.

У спектакля свой особый шарм, искромётность, ироничность. Владимир Иванов пропустил героев через все водевильные перипетии, чтобы привести к счастью. В итоге хормейстер пансиона наслаждается постановкой своей оперетты на сцене, его воспитанница, мечтавшая о театре, становится певицей и находит любовь в драгунском лейтенанте (этот сюжет известен зрителю по фильму «Небесные ласточки»)…

- Часто актёры любят пошалить в этом спектакле, - улыбается режиссёр. - Момент импровизации заложен в этом спектакле изначально. Но некоторых заносит далеко. За счёт этого размеры спектакля постоянно разрастаются. К величайшему удовольствию зрительного зала.

Есть в спектакле забавная роль директора оперетты, которую исполняет всеми любимый Павел Любимцев. Роль небольшая, но яркая, интересная, с шикарным классическим номером, музыку к которому специально для Вахтанговского театра написал Николай Эрдман. Павел Любимцев известен зрителю прежде всего по его телепроектам. Нижегородская публика к тому же знает его как чтеца. В этом качестве он впервые был в Горьком в 1984 году. Он выступал в школах, литературном музее Горького, в филармонии.

- В «Мадемуазель Нитуш» я попал по инициативе Владимира Иванова (я преподаю в Щукинском училище, постоянно в театре не работаю). Незадолго до премьеры исполнитель этой роли «выпал» из спектакля. И вдруг Владимира осенила мысль… Звонит мне и металлическим голосом произносит: «Павел Дмитриевич, у меня к вам есть предложение, от которого я прошу вас не отказываться». Так я и попал в спектакль.

Непобедимый Чехов

Увидели нижегородцы и премьерный спектакль «Дядя Ваня» по Чехову.

- С одной стороны, это новый взгляд на творчество Антона Павловича, - рассказывает исполнитель роли отставного профессора Серебрякова Владимир Симонов. - С другой стороны, наш художественный руководитель Римас Туминас не изменил ни одного слова в авторском тексте. Ничто не режет ни глаз, ни слух.

Здесь нет привычных чеховских усадебных декораций. По сцене гуляет ветер, да и немногочисленная мебель (диван, верстак, стулья) подчёркивает запустение. Сразу понимаешь, что в этом доме счастья нет. У всех героев не задалась жизнь. Одиночество в кругу семьи стало нормой, а надрыв - обыденностью. Даже такой светлый человек, как дядя Ваня, не может докричаться, достучаться до близких. Сергея Маковецкого в этой роли и жалко, но им всё время хочется восхищаться. Спектакль и заканчивается пронзительным одиночеством всех героев.

- Я сам для себя в роли профессора был открытием. У меня за плечами уже был спектакль «Дядя Ваня», где я играл главного героя. Мне было странно, что меня взяли на роль престарелого Серебрякова… Всё-таки Чехов многогранен как драматург. С какой стороны к нему ни подходи, он тебя всегда победит. Я порой задумываюсь, а возможно ли в будущем такое, что Чехова или Шекспира уже не ставят лет триста? Играя в таких спектаклях, я понимаю: нет, невозможно. В этом вечность и величие классики.

- Скептики иногда говорят, что классика устарела, - резюмирует Владимир Иванов. - Да что они понимают в театре? Эти произведения вечны сами по себе. Когда-то гениальный человек зашифровал в слова нечто, что он понял о мире, о себе, о диалоге с Господом. Прошло время, и многие поколения людей подтвердили важность этих произведений.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

Сейчас Владимир Симонов снимается в 8-серийном фильме Владимира Хотиненко «Достоевский» в роли Тургенева: - В сценарии попытались вскрыть моменты взаимоотношений известных писателей, которые долгое время не афишировались. К примеру, в письмах Тургенева и Достоевского отношения между ними очень вежливые. На самом деле они не были такими уж дружескими. Скажем, Достоевский не мог простить Тургеневу тот факт, что Иван Сергеевич посещал казни и отворачивался в тот самый момент, когда опускалось лезвие гильотины. Вот такие тонкие детали.

Интервью с Василием Лановым - в одном из ближайших номеров «АиФ-НН»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно