На днях драматург и режиссёр отпраздновал 10 лет «собачьей жизни».
Нижний Новгород не видел спектаклей Евгения Гришковца уже четыре года. Недавно в рамках гастрольного тура он поделился с нижегородским зрителем важными событиями - сыграл премьеру спектакля «+1» и отметил 10-летие «Как я съел собаку» - постановки, ставшей классикой.
Переходный возраст мэтра
- Со времени выпуска моего последнего моноспектакля «Дредноуты» прошло 8 лет. С декабря 2001 года были постановки «По По» с Александром Цекало, а затем с актёром МХТ Игорем Золотовицким, «Планета» с актрисой театра имени Вахтангова Анной Дубровской… Над новым моноспектаклем я трудился четыре года - его премьера состоялась в мае. До Нижнего Новгорода на большой сцене я исполнял его один раз, поэтому эти гастроли для меня очень важны.
«+1» очень сильно отличается от моих прежних работ. Мне было важно не только сделать новый спектакль, но и перейти в другой сценический возраст.
- Ваш матросик из «Как я съел собаку» тоже был когда-то 32-летним…
- За 10 лет он из 32-летнего человека превратился в 42-летнего (улыбается). В этом году я решил отдать ему должное и поехал с ним в гастрольный тур, который начинается именно с Нижнего Новгорода. Признаюсь, я к спектаклю пять лет вообще не возвращался. Наверное, потому что устал - я сыграл его больше 500 раз на самых разных площадках страны и мира. Он для меня главный, знаковый спектакль, с которого всё началось 10 лет назад. Я хочу за этот сезон сыграть «Собаку» много раз, чтобы понять, в какой сценический возраст мы с моим героем вошли. Спектакль увидят многие города, от Владивостока до Калинин-града, а также Париж и Лондон. Кстати, ещё в 99-м мне довелось его исполнить в этих европейских городах. Это были мои первые заграничные гастроли и первые переводы текста.
После этого тура буду делать выводы! Это неведомые мне, грядущие выводы - очень любопытно! Накоплен колоссальный опыт. Ни один театральный артист не гастролировал по стране так много, как я. За последние 10 лет я сыграл около 1200 спектаклей - 120 в год. Кто таким количеством может похвастаться?! А тогда, 10 лет назад, я ни в самом прекрасном, ни в самом кошмарном сне не мог представить, что со мной произойдёт. Мне кажется, что я появился в культурном контексте страны совсем недавно, а для тех, кто поступает в театральное училище, я - мэтр и уже год вхожу в школьную программу с повестью «Реки». У меня это в голове не укладывается. И главное, непонятно, что с этим делать.
Тряпичная душа актёра
- Вы когда-нибудь задумывались о том, кто вы в ваших спектаклях: автор, актёр, режиссёр?
- Мне никогда не приходилось актёрствовать в привычном понимании. Я играю спектакли по своим текстам - это уже авторское исполнение. Недавно я снимался в фильме «Сатисфакция», к которому написал сценарий. Это провинциальная история большого областного центра (именно поэтому и снимали мы его в Иркутске). Я старался выполнять замысел режиссёра, причём в роли такового выступала совсем юная барышня 25 лет. Какие-то свои задумки я мог предложить только как рекомендации. Потому что лезть в чужую профессию нельзя. Но всё-таки я играл свой сценарий.
Актёры для меня… не очень мужчины, что ли. Это профессия противоречит мужской природе. Во-первых, они получают плохое образование. Я бы не давал после театрального училища диплом о высшем образовании. Это ремесленники. У них очень поверхностные представления о литературе, философии, истории, вообще о мире. Во-вторых, актёр - крайне несамостоятельное существо: говорит не своими текстами, не может ничего инициировать, потому что он человек, приглашённый и в спектакль, и в кино. Он может добавлять в роль лишь отдельные краски, нюансы. Он всё время в ожидании приглашения, а это очень сильно разрушает душу. Парадокс: женщины-актрисы обладают сильными характерами, мужчины в этой профессии преимущественно тряпки - по моим наблюдениям.
Кастинг в супермаркете
- Вашу партнёршу по спектаклю «Планета» Анну Дубровскую вы выбрали тоже по силе характера?
- Я увидел Анну Дубровскую в спектакле вахтанговского театра. Она мне очень понравилась. Я хотел, чтобы рядом со мной была актриса красивая, но не холодная и не затёртая сериалами. И ещё сыграл важную роль её голос. Тогда я выбирал из трёх актрис (не скажу каких) и принципиально не устраивал кастинга - всё-таки мы не в супермаркете. Первой предложил Анне, и она согласилась. И мы стали работать на результат, какой получится. Я не хотел навязывать героине своё видение спектакля. И очень рад, что так сделал. Анна воплотила то, что ей свойственно, то, что она хотела сказать. У меня и предварительной картины спектакля не было. Правда! Когда я первый раз увидел постановку собственной пьесы в театре, я был в ужасе - с моим предварительным видением это никак не вязалось. Я чуть не рыдал. И я выдавил из себя желание представлять, «как это будет».
Анна Дубровская - это человек со своим видением роли. Более того, часть диалогов в спектакле она написала сама. А представлять, как она будет играть, это так же нелепо, как загонять женщину в рамки 90 - 60 - 90 или в другие шаблоны.
Детские мечты человека без голоса
- Вы используете музыку как фон для глубоких текстов или она должна зацепить зрителей спектакля?
- Я выбираю ту музыку, которую люблю в данный момент. В неё я вкладываю много смысла. К примеру, в «+1» есть великая песня Леонарда Коэна «Аллилуя», только в исполнении ныне покойного Джеффа Бакли. Когда я его услышал, он меня просто поразил. Думаю: «Какой новый, интересный певец!» Оказалось, что он 10 лет назад утонул, будучи моим ровесником. Выпустил два альбома, но известной стала только одна песня, и то не им написанная. Вот судьба!
Но у меня с музыкой связана другая проблема. Как только композиция становится частью спектакля, я её воспринимаю как фонограмму и… перестаю слушать. Так же случилось с моими «родными» ботинками, в которых я вышел на спектакль «Дредноуты», потому что забыл сценическую обувь. Больше я их в обычной жизни уже не надевал. Можно сказать, в спектаклях делюсь любимым.
- Мне довелось побывать на одном из ваших выступлений с группой «Бигуди» в Москве. Это такой драйв! Вы так от писательской и театральной деятельности отдыхаете?
- Если честно, это тоже любимая работа. А ещё это воплощение детской мечты. Я же не хотел в 15 лет стать писателем. Я не умел играть на гитаре, длинные волосы росли, но преимущественно жидкие. Но я мечтал быть похожим на Роберта Планта из «Let Zeppelin», но никак не на актёра. И тут случилось такое чудо, я встретился с ребятами из «Бигуди». Теперь я исполняю свои тексты под музыку. Мне создали такие потрясающие условия, в которых я, человек без слуха и голоса, могу давать концерты. А мои танцы… Просто за плечами много лет профессиональных занятий пантомимой, в 1989 году даже победил в Новосибирске на конкурсе брейк-данса (пускает «волну» рукой)…
У нас много планов. Нас пригласил Андрей Макаревич исполнить любую из песен «Машины времени» - у них выходит юбилейный альбом. Мы выбрали «Знаю только я». Мы медленно и верно работаем над четвёртым альбомом. До этого сначала записывали пластинку, делали программу, а потом уже её обкатывали. И только на концертах осознавали, что песня должна звучать иначе. Но на диске её уже не переделать. Поэтому сейчас мы раз в два месяца записываем песню, пробуем её на концертах, а потом она в доработанном виде войдёт в альбом.
Кстати, недавно нам сделали очень интересное предложение. Мы летом сыграли концерт в саду «Эрмитаж» в Москве со знаменитым виолончелистом Бориславом Струлёвым. Он специально прилетел из Нью-Йорка, чтобы сыграть на этом концерте. Это было очень здорово! Несколько композиций мы записали с ним. Кроме того, что-то будем записывать с Денисом Мацуевым. Это жутко интересно! Я бы с удовольствием приехал с концертом в Нижний, но не хочется выступать в большом зале с сидячими местами - на наших выступлениях обычно танцуют. Нужен ночной клуб. Пригласят - приедем.