Примерное время чтения: 6 минут
96

Маковая лихорадка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 29/08/2007

В маленьком областном городке Шаранге каждое лето разворачивается борьба с торговлей наркотиком растительного происхождения - маком.

Однако далеко не все согласны с методами, которыми ведётся эта борьба.

Сроки получали бедные

ШАРАНГА - образцовый населённый пункт. Он не раз побеждал в областных конкурсах на самый чистый город. Здесь все от мала до велика следят за порядком, будто в Европе. Где ещё можно встретить милиционера, который делает замечание подросткам за брошенную бумажку?

А вот с маком получается непонятно. По Шаранге ходят слухи, что у местной милиции существует некий план по возбуждению уголовных дел по наркотикам. За последние два года здесь были задержаны только торговцы маком (других видов отравы будто и не существует). Всем осуждённым - за пятьдесят лет. Все они находятся на низком социальном уровне и не могут позволить себе нанять грамотного адвоката.

Так, например, 51-летняя пенсионерка Валентина Соколова была осуждена на шесть лет условно. Полтора года (тоже условно) дали 72-летней Нине Смирновой. Она, кстати, имеет медали за доблестный труд. А деньги, которыми с ней якобы расплатились наркоманы, она нашла на грядке...

Баба Тоня - наркобарон?

В ДЕРЕВНЮ Макарково в дождливое время на машине не проедешь. А хочешь добраться пешком - ищи сапоги по пояс. Деревня вымирающая, дачников почти нет. В этой глуши в стареньком деревянном домике живёт Антонина Волкова (на снимке). Ей 78 лет, и ближайшие шесть она будет считаться условно осуждённой.

- Мак у меня дикий рос, - вспоминает пенсионерка. - Я его любила в пирожки с морковью да капустой добавлять. А сейчас мне его и купить-то негде...

- Наркоманы-то к вам приезжали?

- Да я и знать не знаю, кто это такие. У нас тут никого особо-то и нет - даже дома не запираем, воровать нечего... Одни какие-то приезжали, просили мак продать. А я им говорю: зачем он вам, не созрел же ещё! А потом милиция приехала, возила куда-то...

Глядя на бабушку, невозможно поверить, что она могла сознательно продавать мак. Хотя, с другой стороны, как жить на нищенскую пенсию, когда старость даёт о себе знать? Болят ноги, падает слух и зрение, и ухаживать за маленьким огородиком становится невмоготу.

Президиум оправдал

Недавно областной суд вынес приговор жителю Шаранги Владимиру Чемоданову. За торговлю маком его приговорили к пяти годам, срок он должен был отбывать условно. Обычно, оставшись на свободе, люди облегчённо вздыхают. Однако здесь иная ситуация.

Сын Владимира Чемоданова Олег решил до победного защищать отца и восстановить его репутацию, поскольку считает, что того осудили несправедливо, а местная милиция использует незаконные методы при возбуждении уголовных дел.

- Я шесть лет как имею юридическую специальность и знаю, что за продажу и даже выращивание мака предусмотрена уголовная ответственность, - говорит Олег Владимирович. - Так неужели бы я не заметил растения на огороде отца и не выдернул их?

Мак в Шаранге, как рассказывают местные жители, растёт самопроизвольно как сорняк. Его даже выращивать специально не нужно. Отчасти поэтому действия милиции Олег Чемоданов считает незаконными.

- У меня были прямые доказательства невиновности отца, - говорит Чемоданов-младший. - Первая попытка проверочной закупки была предпринята в одиннадцать часов. Отец отказал. Затем в три часа дня "покупатель" вновь зашёл на огород...

По словам Олега Владимировича, его отец снова выгнал незнакомца, который, кстати, был нетрезв. А когда вернулся, увидел на земле 150 рублей за якобы сорванный мак. Хотя был ли мак вообще - непонятно... Кстати, в действиях милиционеров Чемоданов как юрист увидел ещё ряд нюансов, которые противоречат закону.

В итоге сыну удалось отстоять честь отца. Президиум областного суда закрыл дело, так как в действиях Чемоданова-старшего не нашёл состава преступления. Теперь Олег Чемоданов хочет помочь другим людям, которых, по его мнению, дискредитировали.

На учёте - двое

- Мы просто выполняем свою работу - боремся с наркоманией, не нам решать, виновен человек или нет, - рассуждает начальник Шарангского РОВД Вячеслав Потапов. - Все наши действия проверяются в судебном порядке. Мы живём в демократическом обществе. И если кто-то с чем-то не согласен, может обжаловать любые решения в суде.

В Шарангском районе на учёте у нарколога состоят... два наркомана. Но, по словам Вячеслава Николаевича, за маком сюда приезжают из других концов губернии, в основном из Уреня, Арьи, Шахуньи. Милиция каждое лето находится в повышенной боеготовности. Потапов говорит, что оперативникам не раз приходилось преследовать машины, набитые наркотиками.

Бор не повторится

Как рассказал Вячеслав Николаевич, уголовные дела за продажу наркотических растений заводятся в крайнем случае. В основном милиция старается вести пропагандистскую работу, предупреждать преступления. Каждый год в июле - августе, перед созреванием мака, население через СМИ призывают пропалывать свои огороды.

- Мы делаем всё, чтобы здесь не повторился город Бор, где количество торговцев этой отравой и зависимых от неё зашкаливает, - продолжает Вячеслав Потапов. - Нам удалось полностью искоренить в Шаранге тяжёлые наркотики. Фактически остался один мак. И я очень надеюсь, что вскоре наш район станет зоной, свободной от наркомании.

От автора. Гуляя по Шаранге, я тщетно пытался найти хотя бы одно растение мака. Ни на одном огороде, ни за одним забором не алело ни одного цветка. Зато обнаружил его... по дороге в Нижний, возле Борского моста. Мак преспокойно цвёл на железнодорожной насыпи, радуя глаз проезжающих автомобилистов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно