На прошлой неделе некоторые федеральные СМИ уверенно заявили, что в стране вот-вот начнется нехватка парфюмерной продукции. Чтобы проверить эту информацию, мы совершили обход нижегородских магазинов, торгующих парфюмерией и косметикой.
Во всем виноват закон
Причина , утверждают аналитики, - Федеральный закон N 102, который, кстати, уже привел к дефициту зарубежного алкоголя. Согласно ему, производители и дистрибьюторы парфюмерии, содержащей спирт, обязаны получить необходимую лицензию и до 1 августа подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Для этого необходимо специальное оборудование.
Общий объем затрат каждой компании на приобретение оборудования и лицензии, получение санитарно-эпидемиологических заключений, а также услуги фирм-посредников будет составлять от 500 тыс. руб. и выше. Такие расходы по карману только крупным компаниям. Но даже после этого работать с ЕГАИС парфюмеры все равно не могут: программа, позволяющая вносить сведения об обороте спирта, дает сбои.
Между тем закона никто не отменял, что привело к тупиковой ситуации. Положение на рынке усугубило и то, что авторы ЕГАИС разработали программу, рассчитанную на начало бизнеса с нулевой отметки. А о том, что склады заполнены товаром, произведенным до вступления закона в силу (т. е. до 1 июля 2006 г.), отчего-то никто не вспомнил. К сегодняшнему дню лишь некоторые участники парфюмерного рынка сделали новые документы на старый товар.
Парфюмерам вроде бы пообещали в Госдуме принять поправки, которые выведут их продукцию из-под действия закона. Но тут как всегда неожиданно случилось лето, и депутаты дружно ушли на каникулы. Госдума займется парфюмерными делами только в осеннюю сессию. А пока парфюмерные линии в России остановили свою работу.
Ждем подорожания
Все происходящее создало объяснимую атмосферу невроза. Тем не менее в нашей области ситуацию на рынке парфюмерии критической пока не назовешь.
Причина проста: нижегородские оптовики, занимающиеся реализацией спиртосодержащей продукции, оказались куда более дисциплинированными (и, видимо, богатыми), чем в иных регионах. В управлении министерства по налогам и сборам по Нижегородской области нам сообщили, что местные оптовые компании добросовестно лицензируются (в то время как в соседних областях есть примеры, когда из нескольких десятков оптовых компаний не получила лицензию ни одна!). Мало того, сами налоговики перешли на ускоренный график работы: их коллеги по РФ делают лицензии в течение двух месяцев, у нас выполняют ту же работу минимум в два раза быстрее.
В отличие от тех областей РФ, где с прилавков парфюмерных бутиков исчезли все товары, содержащие этиловый спирт, у нас острого дефицита не наблюдается.
- Последний привоз был два дня назад, - рассказал нам приветливый продавец торговой точки в магазине "Фортуна". - Не все товары, что мы заказали, привезли, но говорить о серьезных проблемах еще рано.
В торговой точке в "Алексеевских рядах" обнадежили, что у них один поставщик и у него уже есть лицензия.
С одним уже лицензированным поставщиком работает и бутик Yves Rocher. "Мы даем гарантию, что никаких перебоев с товаром у Yves Rocher не будет", - успокоили нас.
Схожий ответ мы получили и в компании Beauty Land.
Вообще, визуальный осмотр нижегородских парфюмерных магазинов (в отличие, например, от некоторых точек, где торгуют вином) скорее успокаивает. Иногда, правда, создается ощущение, что продавцы и директора не совсем искренни и просто не желают уронить честь фирмы. Но, может быть, нам всего лишь показалось.
В любом случае аналитики уверены, что одним из последствий закона станет подорожание части наименований парфюмерной продукции. По слухам, ряд поставщиков планируют повысить цены на продукцию на 15%. В нескольких нижегородских бутиках эту информацию подтвердили.