Примерное время чтения: 4 минуты
85

Торговлю узаконили

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Нижний Новгород 24/03/2010

Что изменилось за месяц действия закона?

От базара - к рынку

Закон «О торговле» готовили почти пять лет! За это время, по словам инициаторов его принятия, в некоторых местах он трансформировался до неузнаваемости, но всё же был принят Госдумой. Главный аргумент противников закона - нельзя допускать какие-либо ограничения свободной торговли. Это мнение представителей розничной торговли, в первую очередь крупных торговых сетей, которым никакие лишние обременения не нужны. Подход был удивительно простым - торговать не качественным товаром, а тем, за продажу которого готов платить сам производитель. Нет денег на входные бонусы - до свидания.

- Принятый закон отвечает интересам производителей и покупателей. Возможно, он защитил их не в той мере, на которую многие рассчитывали, но всё же это большой и важный шаг от «дикого базара» к более-менее цивилизованному рынку, - говорит Виктор Лунин, председатель Законодательного собрания Нижегородской области.

Торговля за чужой счёт

Входные бонусы были, наверное, самой характерной чертой отечественной розничной торговли последних лет. Но далеко не единственной. Крупные торговые сети, понимая, что поставщикам всё равно некуда деваться, назначали неоправданно низкую закупочную цену и заключали договоры на заведомо невыгодных для производителя условиях. Понятно, что цены в магазинах при этом не менялись, увеличивалась лишь прибыль торговых сетей. И они занимали всё более агрессивную позицию, перекладывая на производителей риски за нереализованные товары и откладывая оплату уже проданных (в том числе скоропортящихся, срок реализации которых составляет всего несколько дней), на недели и месяцы.

- Такие взаимоотношения вели к расцвету крупных торговых сетей и фактически ставили на грань разорения малый и средний бизнес как в сфере торговли, так и сфере производства, в первую очередь продуктов питания, - убеждён Александр Вайнберг, заместитель председателя регионального парламента.

С вступлением в силу нового закона отношения между производителями, поставщиками и розничными сетями стали более цивилизованными. Любые входные бонусы теперь запрещены. Оставлена только возможность получения премии за объём реализованной продукции. Она может быть выплачена только по соглашению сторон, и размер её не может превышать 10 процентов.

Поддержать своих

Ещё один важный момент - в рамках нового закона предлагается определить и зарезервировать ощутимые торговые площади для продукции региональных производителей.

- Это очень важно, особенно если речь идёт о продуктах питания, - считает Александр Тимофеев, председатель комитета Законодательного собрания по экологии и природопользованию. - Это не только поддержка местных производителей, но и продовольственная безопасность региона. Надеяться, что нам всё привезут из-за границы или из других регионов, причём по разумной цене и должного качества, не стоит.

Кстати, ещё в прошлом году в Нижегородской области удалось добиться соглашения с местными сетевыми компаниями (федеральные на это не пошли) об увеличении доли товаров местного производства до 40% от торгового оборота магазинов.

- Сети добровольно взяли на себя обязательства по расширению в своём ассортименте доли нижегородских товаров. Такая форма поддержки местных производителей реализуется впервые в России, - отметил Александр Тимофеев.

Жёсткие правила

В прошлом должны остаться и долги по платежам за реализованную продукцию. Раньше сети могли задерживать их и на полгода. Теперь, как пояснил Александр Вайнберг, закон чётко определяет порядок взаимных расчётов в зависимости от категории и сроков хранения продовольственных товаров. Кроме того, торговым сетям запрещается открывать новые магазины, если их доля на местном рынке уже превышает 25 процентов. Это существенная мера, направленная на развитие здоровой конкуренции.

- Кроме того, государство закрепило за собой возможность устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Эта мера будет действовать, если в течение месяца стоимость товаров в том или ином регионе возрастёт более чем на 30 процентов. Это не позволит наживаться на спекулятивном ажиотажном спросе, который зачастую бывает искусственно смоделирован, - отметила заместитель председателя регионального парламента Ольга Сысоева. В целом от вступления в силу закона «О торговле» цены в магазинах не снизились. Но хочется верить, что распределение прибыли между производителями и продавцами теперь станет более справедливым.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно