То контроль новый введут, то за рецептами всех отправят. С 1 сентября вступил в силу изменённый закон об обращении лекарственных средств. Кому от этого лучше и кому хуже? Своими мыслями делится Светлана КОНОНОВА, декан фармацевтического факультета Нижегородской государственной медицинской академии, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН .
Раньше под контролем было всё…
Государство в той или иной форме во все времена осуществляло регулирование фармацевтического рынка, это сложившаяся общепринятая практика. Влияние государственного вмешательства на рыночные процессы двояко: с одной стороны, это несколько затормаживает развитие бизнеса, с другой - играет некую барьерную функцию, оберегая рынок от случайных, недобросовестных игроков. Лицензирование фармацевтической деятельности, часть государственного регулирования, - достаточно серьёзный процесс. Появились жёсткие требования и по оснащению, и по площади помещения, и по наличию специалистов. Поэтому стать участником рынка, не пройдя серьёзного отбора, практически невозможно.
Однако государственные ограничения не позволяют извлечь ту прибыль, которая теоретически могла бы появиться. До 1 сентября этого года имело место государственное регулирование цен на весь ассортимент фармацевтической продукции. Сейчас регулируется только часть, входящая в перечень жизненно важных лекарственных средств. Не исключено, что такое послабление положительно скажется на динамике развития фармацевтического бизнеса.
Бизнес в ущерб профессии?
Противоречия между профессиональными требованиями и интересами бизнеса приводят к тому, что специалисты вынуждены нарушать требования законодательства. Их зарплата напрямую зависит от объёма выручки, и приходится использовать разные способы продажи товара. Я не хочу обидеть контролирующие органы, сказав, что нарушений довольно много. К каждому фармацевту контролёра не приставишь, и все дефекты за короткий срок проверки увидеть невозможно. Нарушения сохранятся до тех пор, пока не будут законодательно устранены предпосылки для их возникновения.
К сожалению, среди владельцев аптек практически нет специалистов с фармацевтическим образованием. Приходя на работу в качестве наёмного персонала, провизору приходится переступать через некие профессиональные запреты и выполнять требования хозяина. Для решения этой проблемы мне кажется целесообразным последовать примеру развитых стран, где действуют законы, запрещающие открывать фармацевтический бизнес лицам, не имеющим специального образования. Тогда противоречий станет гораздо меньше. Эта сфера особенная, нельзя ориентироваться только на прибыль, важно помнить и о социальной функции.
Погремушки чем-то провинились
Новый закон «Об обращении лекарственных средств» запрещает аптекам торговать сопутствующими товарами, в том числе детского ассортимента. С моей точки зрения, это не очень удачное решение. Понятно, что аптека в гипермаркете не будет держать дополнительный ассортимент, но где-нибудь в спальном районе покупателю просто негде купить детские товары, кроме аптеки. Сейчас людей лишают таких удобств. Разумеется, фармацевтическому бизнесу это тоже ничего хорошего не принесёт.
В то же время зачастую в аптеках кроме фармацевтов и провизоров работают некие «консультанты», не имеющие ни фармацевтического, ни медицинского образования. Эти люди продают в аптеках лечебную косметику, БАДы или околомедицинские приборы. Но те же сотрудники реально отпускают и лекарственные препараты, хотя не имеют на это права. Поймать за руку такого нарушителя очень сложно.
С рецептом или без?
Когда усилился контроль за соблюдением правил отпуска лекарственных средств, на которые обязателен рецепт врача, это вызвало массу нареканий со стороны населения. Помимо прочих причин, здесь сработал стереотип: наши люди привыкли в случае болезни бежать не в поликлинику, а в аптеку. Но раньше это не означало, что после аптеки пациент не пойдёт в поликлинику. Наоборот! Грамотные фармацевты, выслушав жалобы, приняв во внимание симптомы, рекомендовали не купить некое средство, а обратиться к врачу. Десять лет назад 70% больных, пришедших сначала в аптеку, обращались затем к врачу.
Сейчас пациент, приходя в аптеку, уже не рассказывает фармацевту о симптомах болезни. И к врачу тоже не идёт, потому что времени жалко. Он просит совета у знакомых и просто называет в аптеке то лекарство, которое знакомым помогло. Да и фармацевт вряд ли отправит потенциального покупателя к врачу, поскольку не захочет терять выручку. Здесь, на мой взгляд, возможны два варианта действий: либо расширить перечень безрецептурных средств, либо проводить более строгий контроль.