Рука об руку
Договор о создании совместного предприятия между крупнейшим российским нефтехимическим холдингом “СИБУР” и одним из лидеров мировой нефтехимии - бельгийской компанией Solvay был заключён в июне. Созданное на паритетных началах ООО “РусВинил” и займётся строительством современного комплекса. А в июле глава региона подписал с руководителями компаний-партнёров соглашение о сотрудничестве в рамках планируемого инвестиционного проекта. Всё это позволит начать долго ожидаемую модернизацию нижегородского нефтехимического комплекса (нефтехимия - одна из основ промышленности области), вывести его, пусть постепенно, на современный уровень технологии, экологической безопасности, социальных и трудовых стандартов.
Смола ПВХ - это сырьё, без которого невозможно представить жизнь человека в XXI веке. Изделия из поливинилхлорида используются в строительстве и электротехнике, в бытовых приборах и медицине, во многих других отраслях. Впрочем, для нижегородской промышленности этот полимер не нов, его выпускают на дзержинском “Капролактаме”, большое количество сырья завозится из Китая. В чём же особенность нового проекта ПВХ?
В фарватере изменений
СоЧетание эффективности и возрастающей мощности - мировая тенденция на рынке ПВХ: если в 1993 году мощность среднего завода по производству ПВХ составляла в США 250 тыс. тонн в год, в других регионах 100 - 120 тыс. тонн в год, то к 2006 году она выросла до 450 - 500 тыс. в США, 250 - 300 тыс. в Западной Европе.
Новый проект мощностью 330 тысяч тонн в год (в потенциале до 500) обещает стать полигоном для современных нефтехимических технологий, поскольку амбиции и эффективность на российском рынке ПВХ связаны теснее, чем в мировом масштабе. Причина - транспортный фактор. В России с её огромными расстояниями затраты по логистике составляют очень значимую статью расходов, поэтому многие потребители выбирают ближайшего поставщика. Производители полимера, например, в Казани или Будённовске доминируют в силу географии у себя на рынке, а “Саянскхимпласт” даже не пытается завоевать клиентов в Центральной России, ориентируясь на соседний Китай. Соответственно, несмотря на своё выгодное географическое положение, нижегородское производство для ряда потенциальных потребителей может показаться удалённым. К тому же стоит учитывать инерцию налаженных связей с партнёрами, в том числе зарубежными. Именно поэтому качество завтрашнего нижегородского ПВХ не должно уступать продуктовой линейке сегодняшних лидеров международного рынка.
На каких принципах будет строиться технологическое решение, можно понять уже сейчас, суммируя сведения о “СИБУРе” и его соинвесторе - бельгийской компании Solvay. Пакет инновационных предложений Solvay весьма внушителен. Между прочим, это уже второе пришествие бельгийцев на нижегородскую землю - в музее Solvay сохранились ценные бумаги дореволюционных заводов, принадлежавших компании.
Западная технология, российская экспансия
ПВХ нового завода будет качественно отличаться от продукции “Капролактама”, которая представляет собой мягкие марки полимера, используемые в производстве линолеума и кабельного пластиката. Напомним, ПВХ - это материал, включающий от 10% до 70% добавок. Мягкие марки полимера содержат больше добавок, придающих эластичность. А так называемые жёсткие марки, которые используются в строительной индустрии, содержат мало (до 30%) добавок. Они улучшают перерабатываемость полимера, подкрашивают его, берегут от воздействия солнечной радиации и старения.
“СИБУР” и Solvay выбрали жёсткие строительные марки, которые в России хотя и производятся, но по устаревшей технологии и невысокого качества. Производство таких марок на нынешних установках (например, того же “Капролактама”) технически невозможно: сложно добиться необходимого межмолекулярного распределения продукта. Это - преимущество западных технологий, которое чрезвычайно востребовано российским рынком, особенно бурно растущим строительством. По замыслу, ассортимент совместного предприятия “РусВинил” перекроет практически весь диапазон жёстких марок, импортируемых Россией сегодня, то есть проект ориентирован прежде всего на отечественного клиента.
В прошлом году в Россию было ввезено около 300 тысяч тонн готовых строительных изделий из ПВХ, смолы - около 200 тысяч тонн. Словом, уже сегодня дефицит на рынке превосходит проектные объёмы нового завода. Разумеется, дальнейшая динамика будет зависеть от общеэкономической ситуации. Но, имея благоприятный макроэкономический прогноз по динамике внутреннего рынка на ближайшие годы и строительный бум, можно предположить, что завод без клиентов не останется.
Смотрите также:
- Актуальные проблемы российского рынка металлообработки →
- Инновации по-навашински →
- Инвестпроекты в Нижнем →