«АиФ-НН» попросил поделиться опытом отца четверых детей иерея Дионисия Чибиряева, настоятеля нижегородского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Говорите с детьми
- У каждого нового поколения свои взгляды на воспитание детей. Сегодня в обществе есть так много разнообразных, а порой и противоречащих друг другу методик воспитания! Очень трудно разобраться, какая из них лучше.
- Мне не очень понятно, когда родители следуют некой общественной моде на воспитание. А она действительно меняется: был период, когда нормой считалась строгость, в последние годы наблюдается движение в сторону гуманизма и свободолюбия ребёнка.
На мой взгляд, следовать какой-то отдельной методике не совсем правильно. Дети разные, и те методы воспитания, которые отлично действуют на одного, могут оказаться неэффективными или даже губительными для другого. Да и семьи все разные! Если родитель ищет методы воспитания только в книгах или в Интернете, то, скорее всего, все его родительские успехи так и останутся в теории. Потому что самое главное в воспитании - наблюдать за ребёнком, узнавать его, искать с ним контакт. Тогда родитель будет понимать и чувствовать, как поступить в том или ином случае. То есть дело не в разных практиках и методах воспитания, а в том, как их используют для воспитания конкретного ребёнка, выбирая, что лучше всего подходит в разные моменты жизни.
- Трудно воплотить это на практике…
- Ну, воспитание детей вообще не самое лёгкое дело. Усложнять тоже не стоит - человеческая жизнь, социум строятся на общении друг с другом, а значит, именно этого больше всего не хватает ребёнку в семье.
Мы можем правильно рассуждать в теории, но в быту склонны действовать шаблонно: пришёл с работы уставший, сел перед телевизором или уткнулся в компьютер, а на то, чтобы просто поговорить друг с другом, времени уже не хватает. Отсутствие таких обыкновенных разговоров: о жизни, о впечатлениях, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах может быть причиной разлада и между супругами, и между родителями и детьми. Представьте, как нужно ребёнку общение с мамой и папой - не воспитательные беседы или нравоучения, а просто разговор!
Планшет вместо мамы
- А в чём, по-вашему, основные сложности для современных родителей?
- Проблема в том, что они чересчур зациклены на себе - на карьере, на самореализации. Ребёнок при таком подходе становится не самостоятельной личностью, а объектом приложения родительских способностей и амбиций. Его собственные интересы, его внутренний мир могут оставаться за кадром.
Вторая серьёзная проблема - в том, что родители нередко склонны подменять себя гаджетами, делегировать им полномочия по досугу и воспитанию. Вместо близких людей ребёнок получает навороченный планшет. В результате он быстро осваивает компьютерные технологии, но так и не учится главному - контактировать с другими людьми, с окружающим миром.
- Но ведь без гаджетов сейчас не обойтись. В школе ребёнок становится «белой вороной», если у него нет такого же крутого планшета или телефона, как у одноклассников.
- Не совсем так. Ребёнок становится «белой вороной», когда нет ни гаджета, ни родителей. И совсем иная история, если у ребёнка нет гаджета, но есть интересная насыщенная жизнь: школа, путешествия, кружки, интересные ему, а не родителям, контакт и доверие взрослых, их одобрение. В такой ситуации он будет не отщепенцем, а объектом зависти одноклассников; не «белой вороной», а лидером, к которому будут тянуться другие.
Согласитесь: ребёнок, который проводит время в интересных делах, может предложить сверстникам больше, чем тот, кто сидит за компьютерными играми. Поймите правильно - я не против гаджетов как таковых, просто всё хорошо вовремя. Если человек уже научился жить и занимать себя, когда это сложившаяся личность со своими интересами, то ни один гаджет не сможет сбить его с толку - это будет дополнительное средство коммуникации, а не самоцель.
Начни с себя
- Есть такая шутка: сколько ни воспитывай детей, а вырастут они всё равно похожими на родителей, так что родителям надо начинать с себя.
- Не такая уж это и шутка. Во всяком случае, православный подход к воспитанию именно такой - учить на собственном примере. Святые нашей церкви, когда шли с проповедью на земли, не знавшие христианства, обращали язычников не сомнительными политическими приёмами, а именно собственной добродетельной жизнью. Мы, конечно, не святые, и на целые народы нас не хватит, но использовать этот опыт в собственной семье нам вполне по силам. И первое, чему надо научиться родителям, - просить прощения у ребёнка, если они были не правы, и не смущаться этого.
- А где черпать вдохновение?
- Можно вместе с детьми читать и искать интересные биографии известных людей. Каждый может найти то, что ему близко: кого-то вдохновляют биографии героев или людей благородных профессий - врачей, учителей, писателей, а кому-то любопытны биографии святых. Такие совместные исследования станут источником вдохновения и детям, и родителям.
Никогда не поздно
- Всё это хорошо, если так изначально выстраивать отношения. А как быть, если контакт потерян, отношения уже подпорчены и начались проблемы?
- Никогда не поздно начать интересоваться и адекватно реагировать на возникшее отчуждение. Оно может очень по-разному проявляться: ребёнок может уйти в виртуальный мир или на реальную улицу. И в том, и в другом случае родителям стоит вспомнить, что любовь - это не только потакание ребёнку, но и живое участие в его жизни.
И ещё одно. Если есть проблемы, с которыми вы не можете справиться самостоятельно, - надо не бояться обратиться к профессионалам. Многим родителям очень непросто признать свои ошибки, но это необходимо сделать ради ребёнка. Надо понимать, что на самом деле в детско-родительских отношениях не так уж много моделей конфликта, потому ваша проблема не уникальна, и решить её возможно.
- С чем к вам как к священнику чаще всего обращаются родители?
- К счастью, сейчас часто приходят не с готовыми проблемами, а с вопросами, как сделать, чтобы таких проблем не возникло. Многие начинают с детства водить детей в храм, чтобы те причащались и исповедовались, и это очень хорошо. Причастие - центр христианской жизни, а исповедь учит ребёнка анализировать собственное поведение, просить прощения и прощать, а значит - исправлять собственные ошибки.