Позади подготовительные занятия, впереди новая жизнь. Как же подготовить чадо к путешествию по стране Знаний?
Об этом нашим читателям рассказывает Лариса Деменко, детский нейропсихолог, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
-Лариса Анатольевна, до 1 сентября осталось чуть меньше месяца. Как за это время морально подготовить будущего первоклашку к новой обстановке, новой жизни, в которую ему предстоит войти?
-Как всё серьёзно – «до 1 сентября остался…» Невольно представила такую картину: озабоченные важностью грядущего события, родители морально готовят чадо, хлопающего глазенками. «Все, родной, на этом твоя жизнь беззаботная и уютная закончится, будешь ты грызть гранит науки, носить тяжелый портфель и вместо мультиков делать домашнее задание». Страшно? Вот и не пугайте собственных детей. Готовьте их к празднику, до которого остался один месяц! Срочно купите самые красивые наклейки и устройте на холодильнике собственный праздничный «календарь будущего первоклашки»: 1 августа - прикрепили яркую картинку и обязательно «привязали» к этому дню важное событие, например, «купили пенал» или «вырос на один сантиметр», или «сама накрыла на стол», или…. да мало ли их – важных событий, которые стоит вписать в семейную историю.
Фото: https://russianlook.com
А в самый последний день августа предлагаю устроить званый обед с присвоением нового статуса и подарками, конечно же. Между делом можно поведать, что учеба в школе очень напоминает компьютерную игру – нужно проходить уровни и зарабатывать бонусы. Чем больше бонусов, тем больше привилегий, тем интереснее. Ну а уж если сплоховал, придется проходить уровень заново, оно нам надо? То-то же! Давай-ка мы подумаем, что может ожидать на самом первом уровне. Игроки – то есть другие ребята. Среди них будут те, которых ты уже знаешь, например, вместе в сад ходили, или на подготовку, но будут и новые мальчики и девочки. Ты, кстати, умеешь знакомиться? Давай сначала я с тобой познакомлюсь, а потом ты меня познакомишь со своим другом. Кстати, все эти ребята тоже захотят заработать много бонусов, так что не зевай, но и не расстраивайся, если не пришел к финишу первым – вы ведь теперь одна команда, и себя покажи и у других поучись. Примерно вот так.
Обсудить подобным образом можно очень много важных вопросов, в том числе «Где на первом уровне находится туалет и как им пользоваться?», «Что делать, если ты заблудился?», «У кого и как получить помощь в случае необходимости?». Вы будете очень удивлены тем, что может волновать вашего ребенка.
Ни капли не преувеличу, утверждая, что самая лучшая подготовка – ваша любовь и вера в собственного ребенка. Согласитесь, если в вашей семье сложились добрые, доверительные отношения, ребенок развит физически и нравственно, имеет положительную самооценку, то он уже в силу своего возраста готов справиться с тем, что предложит ему новая среда и окружение. И все же в самый первый день, я бы тихонько подложила в новенький портфель старого проверенного плюшевого друга – на удачу!!!
Когда не все так, как хотелось бы: в анамнезе диагноз ЗРР, аденоиды, нарушения осанки, повышенное внутричерепное давление, вегето-сосудистая дистония, ослабленный иммунитет, травмы головы или ребенок тревожный, чересчур застенчивый, плохо сходится со сверстниками, гиперподвижный или наоборот медлительный, не поздно что-то изменить, ведь до 1 сентября остался целый месяц!!! Может быть, это то самое время, когда стоит обратиться к специалистам за помощью и моральной поддержкой?
-Существуют ли контрольные тесты, которые могут устроить своему ребёнку родители, что бы понять насколько он готов к школе?
-Вот было бы здорово, если бы существовали контрольные тесты, которые может устроить своим родителям ребенок, чтобы понять насколько взрослые готовы к его обучению в школе. Быть может, тогда некоторые особо продвинутые родители снизили бы планку в своих героических усилиях вырастить из малыша гения. Глядишь, и дали бы ребенку доиграть, добегать, добаловаться, дотянуться естественным путем до своих первых достижений, дорасти до школы.
Тесты есть, конечно. И многие из них, несомненно, хороши хотя бы уже тем, что вовремя могут подать сигнал: обратите внимание, не все у меня хорошо. Или наоборот, подбодрить сомневающуюся тревожную маму, лишний раз подтвердить, что все она делает правильно. Так или иначе, родители, тяготеющие к различного рода испытаниям-проверкам-тестам, лучше меня ориентируются в книжной продукции с подобной тематикой. Поэтому я не буду дублировать очевидные вещи, а расскажу о том, что родители обычно упускают из вида.
Чтобы стать первоклассником, нужно «созреть» не только интеллектуально, но и еще физически и психологически. Это очень важно понимать, постольку поскольку тесты, как правило, отображают только одну составляющую – интеллектуальную. И большинство родителей уверены – если ребенок освоил письмо, счет, то никаких проблем уже не ожидается. К школе готов!!! Поступает такой человечек в первый класс, какое-то время вполне себе успешно справляется – читать-писать-то еще в 4 года научили, а потом наблюдают родители совершенно необъяснимую картину: стал часто плакать, раздражаться по пустякам, после уроков вялый, рассеянный, на боли головные жалуется, уроки делать отказывается, а то и в школу идти не хочет. Что происходит? Да просто при поступлении в школу (особенно если это лицей, гимназия) не учли такой важный фактор, как уровень нейродинамики (тонуса). Ребенку не хватает энергии, его мозг, нервная система, а значит, и весь организм ослаблены, что в первую очередь негативно отразится на школьных занятиях. Для сравнения: это все равно, что пытаться проехать на машине без бензина.
Или другой пример. Только специалист может определить, какое полушарие у ребенка ведущее - правое или левое, какая рука, глаз, ухо являются «главными» и, учитывая особенности конкретного ребенка, может точно сказать есть ли у него способности к изучению языков, к музицированию, может даже спрогнозировать какого типа будут ошибки в его письменных работах. Согласитесь, ни один тест для родителей такую информацию не содержит.
Фото: https://russianlook.com
-Кроме умения читать, считать и писать, что должны знать и уметь первоклашки?
-Самое главное, важное, нужное, необходимое умение для будущего первоклашки – это умение ИГРАТЬ!!! Самостоятельно и в компании, за столом и на полу, дома и во дворе, с мячом и скакалкой, в ролевки и простые прятки…Потому как в школе будут востребованы такие качества, как усидчивость, восприимчивость, умение действовать по правилам, доводить начатое дело до конца, вливаться в коллектив, способность понимать задание, анализировать и делать выводы, оценивать поступки и выдерживать нагрузку. Поверьте на слово, если ребенок умеет играть (компьютерные гении не в счет), то он умеет сосредотачиваться, учитывать правила, доводить действие до конца и т.п. Школьные премудрости на такую основу лягут естественно и просто. В противном случае – начинайте играть прямо сегодня, по крайней мере, у вас еще есть целый месяц. Кстати, спортивные секции, различные студии творчества – то, что доктор прописал.
Сосредоточьте свое внимание не на форсировании учебных умений (чтение, письмо, счет), которыми ребенок должен овладеть в школе, а на развитии высших психических функций, которые собственно и являются основой, базой, фундаментом для освоения учебной программы. Я имею ввиду память, внимание, восприятие, мышление, речь, эмоциональную сферу. Лучше всего, если ваши развивающие занятия будут проходить в непринужденной обстановке, так, чтобы было весело и захватывающе интересно. Вы же сами когда-то были ребенком, вспомните, что вам было интересно в этом возрасте?! «А ты знаешь, где восходит солнце?», «а почему крапива жжется?», «а что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеб закончился?», «что такое подушка, а что значит - уши горят» - и все это, накрывая вместе на стол к ужину. Едете с ребенком за город? Отлично! Самое время поиграть в «слова»: слон, теперь ты называешь слово на последнюю букву. А если дождь за окном? Чем не повод сразиться с папой в «морской бой»? Погода исправилась – давай в «вышибалы»!!! А опыты, эксперименты, фокусы… Фантазии нет предела.
-Что можно успеть подкорректировать в развитии ребёнка всего за несколько недель до школы?
-Самое лучшее, что родители могут сделать - это хотя бы на время отбросить все свои амбиции, ожидания и внимательно присмотреться к своему ребенку. Отстраненно, как бы со стороны. Как он выглядит: вполне себе здоровенько или намечаются темные круги под глазами; спинка прямая или даже на глаз «кривовато», щурится или взирает орлом, бодренько передвигается или старается лишний раз присесть, прилечь, ловко пользуется столовыми приборами или все падает из рук? А как с настроением, страхами, с едой, со сном…. Мелочей не бывает.
Если вы остались довольны, можете мысленно или даже вслух себя поздравить, а деточку ненаглядную лишний раз в носик чмокнуть от переизбытка чувств. А вот если наблюдаете: обилие двигательных и хаотичных движений, или вдруг вспомнили, что ребенок сначала начал ползать, а потом сидеть или не ползал вообще, поздно заговорил, или до сих пор говорит плохо, с запинками; не играл игрушками, избегал общения с ребятками в саду или во дворе, часто падал и даже сотрясение мозга было; выдает слишком бурные реакции, не соответствующие ситуации или наоборот всегда спокоен, тогда тем более покрепче обнимите, поцелуйте и обратитесь с ребенком к нейропсихологу. Это не «израстется», как говорят родители, это будет иметь последствия, и они вас точно не порадуют. Но таким детишкам можно помочь! Чем раньше, тем лучше!
-Лариса Анатольевна, существуют ли специальные упражнения, помогающие укрепить детский организм?
-Ребенку будут полезны любые виды подвижных игр, повышающих общий нейродинамический показатель и улучшающих межполушарные связи – игры с мячом, катание на велосипеде, на роликах, игры в воде, плавание и тп.
Настроиться на предстоящие нагрузки помогут следующие упражнения:
-по утрам, сразу после пробуждения 2 минуты потоптаться по колючему коврику босыми ножками.
энергично растереть ладошками тело, можно легко прохлопать спинку, ручки, ножки.
-каждое утро и каждый вечер растирать ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем.
Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался. Полезная пища «для ума» – бананы, орехи, мед, лимоны.
Купите вашему чаду массажные тапочки или специальные пупырчатые стельки, чтобы он ходил в них хотя бы 20 минут в день.
Как можно чаще давайте ему заниматься ручными массажерами – колючие шарики.
Очень полезны дыхательные упражнения (не доводить до сильного головокружения):
•«дутибол»: дуть на легкий шарик или ватный комочек так, чтобы забить гол в ворота противника. Ворота устанавливаются из подручных средств на противоположных краях стола. Кто забил больше голов?
•«буря в стакане»: дуть через соломинку. У кого буря сильнее?
•Надувать воздушный шарик. Кто быстрее?
•Задувать свечу с разного расстояния. Кто дальше?
Забавные упражнения:
•Лёжа или сидя на полу подбрасывать тело в течение минуты – «гонки на джипах»
•Напрячь все тело, превратившись в солдата, расслабить максимально по команде «кукла». Чередовать от 5 до 8 раз.
•Превратиться в Шалтая Болтая. Расслабить тело колебательными движениями.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.