В начале мая 2015 года Национальная служба взыскания опубликовала неутешительные данные: задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги превысила 1 трлн рублей. Нижний Новгород в этом «долговом рейтинге» занял очень непочётное 3-е место. По данным коллекторов, нижегородцы - как граждане, так и организации - задолжали коммунальщикам 2,8 млрд руб. (в прошлом году - «лишь» 2 млрд руб.) Во всём Приволжском федеральном округе эта сумма достигает 200 млрд руб.
Долг ничем не красен
При таких катастрофических цифрах эксперты невольно начинают искать позитивные тенденции хоть в чём-то. Так и Антон Дианов, директор Национальной службы взысканий, комментируя результаты анализа, отметил, что долги хоть и растут, но сами темпы роста замедляются - с 20% в 2014-м до 14% в текущем году.
Ситуацию с долгами не первый год обсуждают на самом высоком уровне - федеральном. В начале июня комитет ЖКХ Государственной Думы обсуждал поправки в Жилищный кодекс, которые должны были ужесточить наказание для неплательщиков. Если сейчас пеня за просрочку платежа за ЖКУ составляет 1/300 часть ставки рефинансирования Центробанка ежедневно, то предложенные Министерством энергетики поправки предлагают увеличить её до 1/130 части - более чем в два раза. При переводе в более понятные проценты выходит, что долг ЖКХ обходится должнику примерно в 10% годовых, а если суровые меры найдут поддержку депутатов, то эта цифра поднимется до 23,2%. На момент подготовки этого материала Госдума проект не поддержала. Одна из причин - граждане как раз платят достаточно исправно, основные долги - за юридическими лицами и самими коммунальщиками друг перед другом.
В Нижегородской области компании тоже «отличились» - в апреле этого года тепловики в Дзержинске за долги ограничили подачу тепла сразу нескольким компаниям, в том числе большой сети супермаркетов и крупному оператору связи. Если уж у таких мастодонтов возникают задолженности, что говорить о гражданах? Но ведь платим…
«Жильцы действительно в большинстве своём оплачивают счета исправно, - подтвердили «АиФ-НН» и в нижегородской ассоциации организаций ЖКХ, объединяющей несколько крупнейших управляющих компаний города. - Тенденция к увеличению долга есть, но никаких резких ухудшений мы пока не видим. К концу года всё может измениться - экономическая ситуация сейчас сложилась не в пользу рядовых граждан».
Не растёт, но дорожает
По предварительным данным Нижегородстата, реальные доходы населения за I квартал 2015 года снизились почти на 25% по сравнению с концом прошлого года. Даже если бы цены не росли, сама платёжеспособность нижегородцев стала гораздо хуже. На фоне этого даже без увеличения стоимости отдельных услуг ЖКХ коммуналка всё же смогла устроить гражданам несколько подножек.
Во-первых, с начала года изменились условия предоставления субсидий на оплату ЖКХ - с прежних 18% совокупного дохода семьи региональное правительство увеличило «порог» до 22%. Особенно возмутило нижегородцев то, что соответствующее постановление №680 было принято ещё в октябре 2014 года, но о новых нормах граждане узнали лишь в январе, по привычке придя за причитающейся субсидией и не получив её.
Во-вторых, с февраля 2015 года в платёжках появилась новая строка - капитальный ремонт. Пресловутые 6,3 руб. с квадратного метра стали настоящим камнем раздора. Бурные споры вызвала сама программа - с предаварийными и ветхими домами, работы по которым назначены на заоблачные 2030-е годы. До этих пор и дом не достоит, и многие жильцы не доживут. На резкое удорожание совокупной платёжки нижегородцы ответили рублём. Точнее, его отсутствием. Как констатировал в конце мая Сергей Протасов, директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, собираемость новых платежей составила лишь 40-45%. Пока на повышение доверия нижегородцев к программе рассчитывать не стоит - на дворе июнь, а запланированные на год работы так и не начались, продолжаются конкурсы на выбор подрядчиков.
Ресурсоснабжающие организации тоже не стали дожидаться повышения тарифов, находя способы получить хоть какую-то дополнительную прибыль. Так, с конца весны газовики рьяно взялись за исполнение закона, обязывающего граждан заключать договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) - начались отключения целых домов от газа, у жильцов которых этих договоров нет. Согласно постановлению правительства РФ № 410 от 2013 г., право такое у них есть. Но загвоздка в другом. По сути, жильцы могут выбрать любую организацию для обслуживания ВКГО. По факту, реестра уполномоченных компаний никто не ведёт, и отыскивать их жильцы тоже должны сами. А многие ли газовые компании на слуху? Есть ли на самом деле выбор?
За что платим?
Недоверие граждан к системе ЖКХ в целом - пожалуй, одна из главных причин и неплатежей, и постоянно возникающих конфликтов между жильцами и обслуживающими организациями. Ведь тарифы растут каждый год, а вот качество коммунальных услуг при этом повышается далеко не всегда. Только в прошлом номере мы писали о ситуации в Чкаловске, где жителей уже 4 года снабжают некачественной водой («Не пейте», «АиФ-НН» № 25 от 17 июня). Многочисленные проверки и исследования Роспотребнадзора этот факт подтверждают, но на тарифах для населения это никак не сказывается.
«По сути, она техническая, а не питьевая, а платим мы по нормативам, - сетует чкаловец Юрий Березин, который не первый год борется за чистую воду для горожан. - Да и за что платим? Многие жители Чкаловска не используют воду из центрального водоснабжения для пищевых целей - пьют из колодцев и родников».
Все тарифы устанавливаются при условии поставки качественной питьевой воды, а как быть, если это условие не соблюдается? В Региональной службе по тарифам руками разводят - РСТ устанавливает только нормативы. Права жителей отстаивает Роспотребнадзор, который уже через суд требует у ресурсоснабжающей организации принять меры к улучшению качества воды. Но пока ощутимых результатов добиться не удалось.
Никаких норм, которые позволили бы из-за сложившейся ситуации снизить тарифы всему городу сразу, попросту нет. Чкаловцы имеют право на перерасчёт стоимости услуг, но для этого нужно в индивидуальном порядке обращаться в суд, а многие просто не хотят связываться и пускаться в долгое путешествие по инстанциям и продолжают исправно платить, получая услугу ненадлежащего качества…
Большинство тарифов на ближайшие три года было установлено в конце 2014 года, «до кризиса». Будут ли они пересмотрены - неизвестно. Ведь в экономическое обоснование тарифа закладывается не только его себестоимость, но и затраты ресурсников на ремонт, модернизацию сетей (об изношенности которых говорится постоянно) и т.д. Цены растут не только для населения, и эти неучтённые перерасходы и убытки тоже нужно будет как-то возмещать…
Недоплата переплаты
Долги не всегда возникают по вине граждан - коммунальные платежи нередко становятся настоящим оружием в войне между жителями и управляющими компаниями. Жильцы дома №19 по ул. Зайцева в Сормовском районе Нижнего Новгорода испытали это на себе в полной мере, когда с огромным трудом, но смогли отказаться от услуг управляющей компании и организовали ТСЖ.
«Стало жалко дом - 2001 года постройки, повышенной комфортности, относится к I категории, но содержание его было ужасное, - рассказала «АиФ-НН» Людмила Заколюжная, председатель товарищества. - Ни разу не делали косметический ремонт, плохо вывозили мусор, дом и двор просто превратились в помойку. При этом с 96 квартир за год собиралось около 1,8 млн руб. на содержание и ремонт. Отпускать нас не хотели. Были попытки срывов собрания жильцов, на наши уведомления об организации ТСЖ не отвечали, необходимой документации на дом и собственников я добивалась несколько месяцев».
Уйти от управляющей компании всё же удалось, и 1 января 2014 года ТСЖ начало свою работу. Однако ещё несколько месяцев в ящики жильцов приходили квитанции от УК, причём на два дня раньше, чем прежде - в очевидной надежде обогнать ТСЖ. Отдельные жильцы по привычке оплачивали недействительные счета. К остальным через некоторое время пришли требования погасить долг перед ресурсоснабжающими организациями, с которыми ТСЖ в это время уже работало по прямым договорам.
С оплатой отдельных жильцов и вовсе вышло непонятное - у них оказались какие-то необъяснимые долги за тепло ещё за тот период, когда дом обслуживала УК. Семьи добились от расчётного центра объяснений, куда ушли платежи: оказывается, до тепловиков поступавшие платежи доходили избирательно, а основные суммы осели на счету управляющей компании. Жители обратились в прокуратуру. Кто-то сам договорился и объяснился с ресурсниками, кто-то продолжает судиться, надеясь вернуть от управляющей компании переплаченные деньги…
«В противостоянии с управляющей компанией главное - быть компетентными, - уверена Л. Заколюжная. - Я сама бывший экономист и бухгалтер, работала в налоговой сфере, в правление ТСЖ мы отобрали людей активных, с высшим образованием, которые подкованы в юридических и экономических вопросах. В суде получается игра на поле УК с их штатами юристов, поэтому нужно соответствовать. Только так можно добиться хоть какой-то справедливости».
Официально
Андрей Лузан, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области:
- Доля производств по взысканию долгов за жилищно-коммунальные услуги на начало июня составляла около 5%. Производств по долгам за кредиты, налоги и штрафы больше. Если сравнивать с прошлым годом, то увеличения числа дел в сфере ЖКУ не произошло - напротив, за год их число снизилось почти на 2 тысячи. Часть добровольно погашенных долгов, конечно, не слишком значительна - только 882 исполнительных документа из более 14 тысяч завершённых производств. Но если сравнить, например, с долгами по кредитным обязательствам, то задолженность за коммунальные услуги нижегородцы оплачивают охотнее. За первое полугодие 2015 года было лишь 250 случаев добровольных выплат за займы, но там чаще всего и суммы более значительные. Приведёт ли повышение тарифов к росту долгов, ещё только предстоит увидеть, поскольку дела о взыскании жилищные и коммунальные компании далеко не сразу передают в суд.