Примерное время чтения: 7 минут
307

Деньги из воздуха. Качество коммунальных услуг не растёт вместе с тарифами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 02/07/2014
Нижегородцы готовы годами терпеть протечки, но не жаловаться
Нижегородцы готовы годами терпеть протечки, но не жаловаться АиФ

Рост вроде бы не столь значителен: в среднем по региону на 5,7%. А стоит ли потребителям рассчитывать на улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания по новым ценам?

За чистоту умов

- Складывается впечатление, что госорганы, которые утверждают тарифы, идут на поводу у коммунальщиков, - считает нижегородка Татьяна Александровна. - Чиновники удовлетворяют их аппетиты, совершенно не задумываясь, из каких средств нам придётся оплачивать эти запросы. Почему зарплаты не повышаются годами, а тарифы в ЖКХ растут каждый год? И почему повышение неравномерное - в разных городах разное?

Неравномерный рост тарифов объясняется тем, что они устанавливаются для каждой компании отдельно - исходя из ситуации и запросов предприятия, объяснили в Региональной службе по тарифам (РСТ). Граждане, зафиксировав повышение тарифов сверх предела, могут жаловаться в госжил-инспекцию.

Оценивать качество услуг ЖКХ в регионе на фоне очередного роста тарифов в РСТ не стали: служба не уполномочена. Впрочем, все мы знаем, что качество ЖКУ не на высоте.

- В нашем подъезде появилось объявление: «Уважаемые жильцы! Просьба соблюдать чистоту, уборщица в отпуске!», - рассказывает Ольга Викторовна, проживающая по ул. Акимова, 26 в Нижнем Новгороде. - А счёт за услуги УК останется прежним?! У нас и так-то в подъезде не ахти как убирались. Мы забыли о влажной уборке, радовались, что подметают время от времени. Теперь вообще за воздух придётся платить, да по новым расценкам.

Фото: АиФ

Нужно подавать заявление на перерасчёт - не оказывается одна из услуг из общего перечня в рамках содержания многоквартирного дома, советуют в «Агентстве по защите прав потребителей». ДУК нужно бить по карману - другие аргументы не действуют. В перерасчёте отказали? Фотографируйте грязный подъезд, жалуйтесь в жилинспекцию.

Вперёд, судиться!

Сидеть сложа руки, когда коммунальщики бездействуют, - самая большая ошибка жителей, утверждают правозащитники. В большинстве случаев, если люди начинают действовать, появляются положительные результаты.

Так, в Дзержинске суд обязал УК отремонтировать балконы в многоквартирном доме. С иском обратилась собственница квартиры на 3-м этаже кирпичной пятиэтажки на пр. Ленина. В её квартире два балкона, выходящие на две противоположные стороны дома. После дождя там скапливалась вода. Балконные плиты вместе с несущими стенами дома разрушались. Жилинспекция обследовала квартиру, предписала устранить недостатки. ДУК кое-что подремонтировала, но гидроизоляцию не восстановила. 18 декабря 2013 г. дзержинский горсуд обязал УК устранить причины разрушения балконных плит и несущих стен, а также выплатить компенсацию морального вреда - 10 тыс. руб. и штраф - 5 тыс. руб. Следующая инстанция решение подтвердила.

А вот жители 3-го дома на ул. Усилова в Нижнем Новгороде только в начале пути. Нижегородцы отстаивают своё право на получение информации о стоимости установки коллективного прибора учёта (КПУ) тепла и горячей воды. Цена услуги - 508 тыс. руб., их «раскидали» на всех собственников. Те попросили ДУК обосновать цифру. Жилищники «перевели стрелки» на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

- В конечном итоге оказалось, что документы обоснования возмещения расходов мы можем получить только через суд, - рассказал Игорь Веселов, председатель совета дома. - Ждём его решения.

Сами собственники квартир уже сегодня сомневаются в обоснованности стоимости услуги. В подвале дома они обнаружили прибор учёта, сделанный в Санкт-Петербурге, хотя ресурсники заявляли об установке КПУ из Арзамаса...

Многие нижегородцы до сих пор не могут понять, как при стоимости счётчика в 40 тыс. руб. цена прибора с установкой и регистрацией доходит до 2 млн руб.?

Фото: АиФ

Сергей Мазиков, руководитель областной общественной организации «Агентство по защите прав потребителей»:

Ни государство, ни сами жители, увы, не контролируют качество услуг ЖКХ. Жилищники, видя такую слабину, могут не убираться в подъездах неделями и месяцами. Политика такая: если люди не жалуются - значит, их всё устраивает.

Нижегородцы могут годами ловить тазиками воду с худой кровли. Жилищники при этом палец о палец не стукнут, пока жители не начнут действовать. Чтобы отстоять свои права, звонка в УК зачастую недостаточно. Нужно жаловаться в госжил-инспекцию. Не помогает - обращаться в суд. Там типичные отговорки о нехватке средств, собранных с дома, уже не действуют. Ведь есть договор с собственниками, в нём - обязательный перечень работ по обслуживанию дома. Совершенно безнаказанно жилищники могут оправдывать бездействие только перед людьми, не знакомыми с нормами ЖК РФ.

Однако законы рынка ещё никто не отменял. И если дом действительно такой уж проблемный, что не хватает средств, наверное, УК было бы выгоднее отказаться от его обслуживания. Но что-то наши коммунальщики не спешат добровольно расставаться с жилфондом. Причины вполне понятны - это вполне доходный бизнес. Поэтому никто не собирается отдавать курицу, несущую золотые яйца.

Александр Марков, замдиректора управляющей компании:

- Говоря о взаимосвязи между качеством и стоимостью услуг, важно обратиться к калькуляции. Зарплата уборщицы минимум 10 тыс. руб. в месяц. С обязательными отчислениями и расходными материалами получится 200 тыс. руб. в год. Столько же ДУК будет стоить работа дворника. Между тем ежегодные сборы с 8-подъездного 5-этажного дома составляют 600 тыс. руб. С 9-этажного дома удаётся собрать 1,2 млн руб. в год. Тут хоть что-то остаётся на ремонт. Денег населения ДУК едва хватает, чтобы платить зарплату сотрудникам.

Чтобы выполнить ремонт, мы вынуждены ухудшать качество уборки и содержания дворовой территории или, наоборот, делать упор на уборку и благоустройство, минимизировав ремонт. Ежегодная индексация тарифов не достигают даже официального уровня инфляции. По данным Росстата, текущая инфляция составляет 6,5%, реальная - 15%, а валютная все - 20%.

Алексей Семенников, и.о. руководителя РСТ Нижегородской области:

- Тарифы на тепловую энергию, холодную воду, водоотведение с 1 июля установлены с учётом возмещения затрат на реализацию инвест-программ ресурсоснабжающих организаций. Поэтому в отдельных случаях рост тарифов за счёт включения инвестиций превышает предельные уровни. Федеральное законодательство предусматривает такую возможность. С учётом инвестиционной составляющей установлены тарифы в Н. Новгороде («Нижегородский водоканал» - 6,5%), в Дзержинске и на Бору («ДВК», «Борский водоканал» - 3,8%). С инвестнадбавкой также установлены тарифы для теплоснабжающих предприятий в Н. Новгороде и Выксе («Теплоэнерго», «Автозаводская ТЭЦ», «Выксатеплоэнерго» - 3,7%).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно