Примерное время чтения: 11 минут
1119

Пешеход ли я или право имею? На дороге всегда прав тот, кто жив и здоров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 03/06/2015

Почему же нижегородские водители всё чаще забывают, что когда-то тоже были и будут пешеходами? Кто чаще провоцирует аварии? И как научить граждан культуре взаимоотношений на дороге?

Мёртв, но прав

Видеоролик под названием «Бесстрашная», выложенный в соцсети пользователем-нижегородцем, набрал несколько десятков тысяч просмотров. Всего несколько секунд, снятых на видеорегистратор, доказывают, какими смелыми и целеустремлёнными в выборе пути могут быть пешеходы в нашем городе. В ролике отчётливо видно: девушка переходит проспект Гагарина по пешеходному переходу. Неожиданно на неё слева начинает надвигаться огромный МАЗ. Чудом не попав под колёса большегруза, «Бесстрашная», никак не отреагировав на грузовик, продолжает движение в заданном направлении. Более того, нижегородка даже не оглядывается, когда МАЗ уже за её спиной врезается в маршрутку, притормозившую на остановке.

Кажется, что девушка так ведёт себя из-за наушников в ушах. Но, возможно, она просто уверена, что на пешеходном переходе авария невозможна в принципе. «Пешеход был мёртв, но прав», - комментирует интернет-пользователь популярное видео.

Но не всем так везёт. Верить в свою правоту на дороге нижегородка Зоя Милонова перестала после того, как именно на пешеходном переходе её чуть было не сбила иномарка. Дело было поздним вечером. Девушка, увидев зелёный свет светофора, смело шагнула на «зебру».

«Я успела сделать лишь пару шагов, - с ужасом вспоминает Зоя. - Буквально в сантиметре от меня промчалась машина на бешеной скорости. Если бы меня чуть качнуло вперёд, трагедии было бы не избежать. Водитель даже ничего не заметил! Не притормозив, под громогласные хиты дискотек 80-х умчался прочь».

После этого случая девушка, даже переходя дорогу в правильном месте, долго смотрит по сторонам, убеждается, что машины точно не двигаются и водители готовы её пропустить. Милонова убеждена: прав на дороге тот, кто жив и здоров.

Однако не все пешеходы готовы поступаться своими правами, прописанными в ПДД. Особенно это заметно, когда в городе непогода. Пешие нижегородцы будто назло водителям ныряют под колеса. «Ты в машине сидишь, а я без зонта бегу по делам», - так рассуждают многие, рискуя однажды не дойти на деловую встречу.

«Давай быстрей, корова!»

Конечно, претензии к пешеходам есть и у водителей, причём эмоций последние не сдерживают. Излюбленное занятие - сопровождаемые крепким словцом едкие комментарии по поводу манёвров пешеходов на дороге. Стоит посмотреть столь популярные в сети записи с видеорегистраторов, и становится понятным, сколько «добрых» слов и пожеланий посылают водители в адрес «двуногих». Самое безобидное: «Давай быстрее, корова!»

Водитель с 10-летним стажем Мария Коркунова признаётся: в машине пешеходов не материт. Более того, за один случай на дороге ей до сих пор стыдно. Как-то на пешеходном переходе дорогу переходил инвалид. Мужчина двигался очень медленно, и водители машин, стоящих сзади, не понимая, почему так долго нет движения, начали сигналить. Нервозность нарастала. В довершении у пешехода-инвалида упала палочка, и тот долго не мог её поднять. Наконец, из одной машины выбежал молодой человек и помог пешеходу перейти дорогу. Мария из машины не вышла и до сих пор корит себя за малодушие.

«Конечно, пешеходы бывают разными, - рассуждает Мария Коркунова. - Например, наши люди не знают банального правила: выйдя из автобуса, обойди его сзади. Однажды из-за такой людской беспечности я «посадила» бабушку-пешехода к себе на капот. У обеих чуть сердечный приступ не случился! Но в целом считаю: большинство нижегородских водителей просто забыли, что когда-то тоже были и будут пешеходами. Не так давно отдыхала в Испании, брала машину напрокат. Там человеку достаточно ногой ступить на «зебру», и все машины, словно вкопанные, встают, пропуская его».

А вот профессиональный водитель Алексей Васькин уверен: нижегородские пешеходы и без того сильно злоупотребляют добротой и доверием водителей. Даже в том, что здоровые люди медленно переходят улицу на пешеходном переходе, водитель видит только злой умысел: мол, специально замедляют шаг на «зебре». Стоит нажать на сигнал - получишь злой взгляд или неприличный жест.

«Я часто езжу быстро, нарушаю скоростной режим в городе, - честно признаётся Алексей. - Шефу много куда надо успеть, вот и стараюсь. И чутьё на пешехода, желающего неожиданно перебежать дорогу, пусть и по «зебре», очень обострилось. Я таких «прыгунков» за версту вижу. Возможно, поэтому аварийных ситуаций на дороге с участием пешеходов у меня до сих пор не было».

Штрафная вежливость

Нельзя сказать, что на нижегородских дорогах культура отношений между пешеходами и водителями полностью отсутствует. Эксперты отмечают: за последние годы произошло немало изменений в правилах дорожного движения, это заставило водителей умерить пыл моторов и личную агрессию за рулём. Культуру поведения на дороге в России медленно, но верно формируют запретительные меры. Штрафные санкции влияют на психологию и водителей, и пешеходов.

«На самом деле никто не хочет намеренно сбить пешехода или, наоборот, попасть под колёса авто, - говорит Александр Дейч, сопредседатель регионального отделения «Автодвижения». - Я, конечно, говорю об адекватных гражданах. Но стоит помнить: у нас по дорогам ходят-ездят и другие. Многие пешеходы делают, на мой взгляд, неверные ставки на то, что у них якобы большие права. Так они подвергают себя опасности и создают аварийную ситуацию на дороге. Например, в тех же правилах дорожного движения для водителей указано: при выезде на перекрёсток вне зависимости от сигнала светофора водитель обязан убедиться в безопасности манёвра. Абсолютно такая же ситуация должна быть и с пешеходами: даже соблюдая правила, ты должен знать, что твой манёвр безопасен для всех участников движения. К сожалению, нарушений со стороны пешеходов в Нижнем Новгороде становится всё больше. Это связано с тем, что административные взыскания, которые предусмотрены законом, сотрудники ГИБДД к пешеходам предпочитают применять только в период массовых рейдов. В обычные дни пешего нарушителя проще отпустить с миром. Из-за этого люди часто чувствуют себя в некой аморфной безопасности».

Рассуждая о правах и обязанностях пешеходов и водителей, невозможно однозначно сказать кто прав, кто виноват. Может, садясь за руль или выходя на дорогу, стоит просто подумать: «Меня сегодня ждут дома». Большинству это точно даст стимул быть осторожными и взаимно вежливыми.

Защитить самое ценное

Водители защищены страховкой ОСАГО и КАСКО. В случае ДТП они получат компенсации. А кто защитит пешехода, самого уязвимого участника дорожного движения?

«По Гражданскому кодексу РФ пострадавший в ДТП пешеход имеет право на компенсацию. Её размер зависит от того, насколько серьёзно он пострадал от наезда», - говорит Марина Сомова, адвокат.

Нужно учитывать, что на размер возмещаемого вреда здоровью может повлиять состояние пешехода - не находился ли он в алкогольном и (или) наркотическом опьянении. Но владелец автомобиля как источника повышенной опасности в любом случае понесёт ответственность перед пешеходом, даже если ДТП произошло не на пешеходном переходе. Случилось происшествие на «зебре» или нет, учитывают при определении к водителю мер административной ответственности. Состояние опьянения пешехода, как и степень его вины, - не повод для отказа в выплатах. Это может лишь их уменьшить. Также с 1 июля 2003 года действует Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», он предусматривает обязательное возмещение вреда, причинённого здоровью или жизни пешехода.

Максимальная выплата по ОСАГО в 2015 году при вреде жизни и здоровью - 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего. Если полмиллиона рублей пешеходу не хватит на возмещение ущерба здоровью, то можно обратиться за компенсацией и к самому водителю, причинившему вред. Эта норма распространяется на договоры автогражданской ответственности, заключённые после 1 апреля 2015 года. То есть пешеход, пострадавший в ДТП, имеет полное право претендовать на определённую часть этой суммы - в зависимости от степени утраты трудоспособности. Кстати, не стоит забывать и о компенсации морального вреда. При определении его размера учитывают степень физических и нравственных страданий пешехода, который попал в ДТП.

«Практика показывает: сторонам редко удаётся договориться без суда. И, как правило, суды встают на сторону пострадавших пешеходов - к этому их обязывают нормы закона, - рассуждает Марина Сомова. - Но всё же эти компенсации ничтожно малы по сравнению с утраченным здоровьем и переносимыми страданиями. Тем не менее в последнее время суммы, взыскиваемые судами в качестве компенсации морального вреда, увеличиваются. Это радует, поскольку самое ценное - это жизнь и здоровье человека».

Закон на стороне «пеших»

Игорь Михайлушкин, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области:

«Если смотреть на ситуацию в целом за последние годы, то пешеходная культура в регионе становится лучше. Это подтверждает и статистика. В 90-е годы прошлого века на случаи наезда на пешеходов приходилась примерно половина всех ДТП, причём в большинстве из них были виноваты сами пешеходы. Сегодня же ситуация не в пример лучше: пешеход становится виновником разве что в каждом пятом-шестом ДТП, да и само число происшествий с участием пешеходов снизилось.

Кроме того, лет 15-20 назад под машину регулярно попадали дети, игравшие на проезжей части, выезжавшие на дорогу на санках зимой, катавшиеся на трамвайной «колбасе». В год бывало около десятка таких ДТП, а сегодня они единичны. Вопиющие нарушения со стороны пешеходов - когда, например, пьяный человек лежит на проезжей части или буквально «выпадает» на дорогу - остаются, но даже они стали реже.

На стороне пешеходов в последние годы и государство - постоянно растут штрафы для водителей за нарушения правил на пешеходных переходах. На опасных участках устанавливают заграждения, делают более заметными знаки, меняются ГОСТы организации и строительства мест пересечения дороги. В частности, в Нижнем Новгороде ликвидировали все нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах с тремя и более полосами движения в одном направлении. Последний такой переход мы в торжественной обстановке закрыли в прошлом году на ул. Кузбасской. Много внимания уделяем многоуровневым переходам, строительству надземных переходов и т.д.

Разумеется, есть минусы, которые можно было бы доработать. Например, на изучение правил дорожного движения в школах в рамках уроков ОБЖ предусмотрено всего 20 часов за все 11 лет обучения! И таких программ не так много. Но это уже вопросы к Министерству образования РФ.

Также мне непонятно, почему в Нижегородской области не прижилась идея создать общественное объединение пешеходов. На уровне Федерации такие существуют, а у нас - только объединения автомобилистов. Но в целом динамика скорее положительная, к водителям на пешеходных переходах вопросов сегодня куда больше - процент их вины в ДТП, наоборот, растёт».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно