Кто виноват в этой дорожной войне? И сколько ещё должно быть искалеченных судеб и потерянных жизней, чтобы водители задумались?
Город для автомобилей
27-летнюю нижегородку Марию сбил «КамАЗ». Средь бела дня. На пешеходном переходе.
- Это случилось 2 декабря на ул. Львовской. Я переходила дорогу у школы, «зебра» здесь есть, один знак перехода стоит, а другой давно лежит в грязи - сбит. Вот как раз со стороны лежащего знака и двигался грузовик. Я дождалась, когда машины остановятся, и стала переходить дорогу. Один ряд транспорта меня пропустил, а из-за поворота вывернул «КамАЗ». Была уверена, что он остановится, но водитель даже не сбавил скорость и сбил меня. Я упала и потеряла сознание… - рассказывает Маша.
То, что произошло, можно назвать чудом - девушка осталась жива. Отделалась сотрясением мозга, многочисленными ушибами. Спас пуховик, слегка смягчил удар. Если бы дело было летом, многочисленные переломы обеспечены. Маше сразу пришли на помощь. Сам водитель вызвал скорую, ГИБДД.
Сейчас идёт расследование, а Маша продолжает лечиться. Сколько ещё времени понадобится на восстановление? Но Маша беспокоится даже не за себя:
- Почему на этом перекрёстке не поставят светофор? Там же школа 171-я, дети ходят. Они могут пострадать! - возмущается девушка. - Я понимаю, что Нижний стал городом для автомобилей, но о пешеходах пора побеспокоиться.
По иронии судьбы это перекрёсток улиц Львовской и Детской. Символичное название не помешало чиновникам хотя бы знак пешеходного перехода с земли поднять. Участок достаточно сложный, слабо освещённый, «зебра» потрёпанная, да её и не видно зимой, особенно в тёмное время суток. Движение здесь насыщенное - водители объезжают Пролетарку, сразу попадая с ул. Удмуртской через частный сектор на Автозавод. Почему до сих пор никто не озаботился безопасностью пешеходов в этом месте, не очень понятно.
Мы обратились в ГИБДД и администрацию города с просьбой разобраться. «АиФ-НН» будет следить за ситуацией.
Выпили на 3 млн
К сожалению, такие ситуации для Нижнего стали нормой. Сводки ДТП - как военные хроники. Город до сих пор с содроганием вспоминает «прыжок» дорогого внедорожника на ступени торгцентра на ул. Белинского. Молодую женщину, сотрудника полиции, автомобиль буквально раздавил. Это было в сентябре этого года. И буквально через месяц после этого другая дама, болтая по телефону за рулём шикарного кроссовера, средь бела дня на пешеходном переходе наехала на мальчика. Ребёнка протащило под днищем своего автомобиля, автоледи даже этого не заметила, пока ей не застучали в стекло очевидцы! Мальчик с тяжёлыми травмами попал в больницу.
А в августе в тихом дзержинском дворе под колёсами иномарки погиб двухлетний малыш. На тротуаре ясным днём 18-летний парень, которому машину подарили на совершеннолетие, не напрягал себя получением прав - их у парня просто не было. А родителей-дарителей этот факт не волновал.
Кстати, 10 декабря суд приступил к рассмотрению дела белокурой владелицы прыгающего джипа. Правда, обвиняемая на заседание не явилась из-за состояния здоровья...
9 декабря. Водитель снегоуборочной техники со стажем вождения 41 (!) год сбил пешехода, который переходил дорогу на зелёный свет. 26-летний парень попал в больницу.
7 декабря. Выходной. В этот день инспекторы ДПС в Нижегородской области задержали 100 пьяных водителей. А представьте, сколько пешеходов могли пострадать от таких подгулявших лихачей! Причём водителям не мешает «принять на грудь» даже ужесточение мер - за пьяное вождение по новым правилам грозит штраф 30 тыс. руб. и лишение водительских прав на полтора года. Кстати, Госдума рассматривает законопроект об увеличении штрафа до 200 тыс. руб. Может, хоть такая сумма остановит пьяных стритрейсеров?
Некоторые водители мечтают, чтобы пешеходы ходили строем и за забором. Но, справедливости ради, и сами пешеходы ведут себя порой опрометчиво и легкомысленно. Подросток переходит дорогу на красный, мальчик с мамой попадает под колёса автобуса, перебегая дорогу на «красного человечка». А ведь с детского сада нас учат правилам дорожного движения. Неужели люди так опаздывали, что готовы были успеть только на больничную койку?
И пусть власти строят надземные и подземные пешеходные переходы, рисуют во всём городе «зебру», ГИБДД не устанет рассказывать гражданам о внимательности на дороге, водители продолжают пить, а пешеходы - перебегать дорогу на красный или там, где не положено. С другой стороны, чтобы светофоры везде, где нужно, ставить - это сколько ж денег потребуется…
Игорь Михайлушкин, руководитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области:
- Правилам установки светофорных объектов посвящён отдельный ГОСТ. Там детально оговариваются условия, при которых возможна установка регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Есть также понятие пешеходной доступности. Пешеходные переходы должны располагаться на расстоянии не более 400 м друг от друга. Учитывается интенсивность транспортного и пешеходного потока.
Светофоры бывают разные. Вот пример - светофорный объект в начале Похвалинского съезда, у родника. Там один основной, один дублирующий плюс светофор для пешеходов. Другой пример - перекрёсток у авторынка, в районе улиц Кузбасской и Электровозной, где существует один светофорный объект с 28 светофорами.
Обыватель считает, что светофор - коробка с лампочками. И когда власти объявляют, что на светофор нужен 1 млн руб., всегда находится несведущий человек, который говорит, что он за 100 тыс. золотую коробочку с серебряными лампочками смастерит. А как же расходы на подключение к энергопитанию, на эксплуатацию? Объект нужно встроить в единую автоматизированную систему управления дорожным движением, чтобы он не снижал пропускную способность.
Установка любого светофора - сложная работа порой и не на один миллион рублей. В Нижнем сформировалась очередь на несколько десятков светофоров вперёд. При этом установка каждого очередного вызывает конфликт между интересами автомобилистов и пешеходов. Один из ярких примеров последнего времени - введение светофорного регулирования на ул. Корейской. Учитывая обращения граждан, власти нашли деньги на светофор, но получили гневные отклики автомобилистов. Любой светофор приводит к снижению скоростного режима. Идеальное решение - надземные и подземные переходы. При определении приоритетов между пропускной способностью и безопасностью ГИБДД, конечно, ратует за безопасность.
Владимир Давыденко, директор филиала Агентства автомобильного транспорта в ПФО:
- Многие ДТП с участием пешеходов происходят в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Переходы не освещены, на дороге мало оповещающих знаков. Особо надо сказать о культуре поведения пешеходов. Если водителей худо-бедно обучают правилам, то наши пешеходы о них не осведомлены. А, например, в Германии о том, как правильно переходить проезжую часть, рассказывают в детских садах, и школьники уже в обязательном порядке изучают ПДД. У них это в системе!
Вы вряд ли увидите европейцев, которые внезапно выскакивают на пешеходный переход. Там научились анализировать дорожную ситуацию. Пешеходы-россияне, уверовав в своё преимущество на дороге, зачастую начинают движение, когда автомобиль уже невозможно остановить.
Повсеместное оснащение пешеходных переходов светофорами, возможно, и уменьшит число ДТП. Но есть в организации дорожного движения и другие составляющие. У нас и без того каждый город-миллионник задыхается от пробок, и не только из-за огромного количества транспорта. Средняя скорость - прямое отражение того, как устроено дорожное движение в городе в целом. Что произойдёт, если повсюду наставить светофоров? Снижение средней скорости до 40 км/ч остановит жизнь Нижнего!
Марина Сомова, адвокат:
- По Гражданскому кодексу РФ пострадавший в ДТП пешеход имеет право на компенсацию. Её размер зависит от того, насколько серьёзно он пострадал. Закон предусматривает обязательное возмещение вреда здоровью или жизни пешехода. Пока действует максимальная сумма компенсации по ОСАГО - 160 тыс. руб. Пострадавший от наезда вправе претендовать на часть этой суммы в зависимости от степени утраты трудоспособности.
На размер возмещаемого вреда может оказать влияние состояние пешехода (был ли он в алкогольном и (или) наркотическом опьянении). Владелец автомобиля в любом случае будет нести ответственность перед пешеходом, даже если ДТП произошло не на переходе.
Кстати, не стоит забывать и о компенсации морального вреда. При определении его размера надо учесть степень физических и нравственных страданий пешехода, который попал в ДТП. Но практика показывает, что очень редко удаётся договориться без суда. Как правило, суды встают на сторону пострадавших пешеходов.
Эти суммы компенсаций ничтожно малы по сравнению с утраченным здоровьем и перенесёнными страданиями. Тем не менее сейчас наблюдается некоторое увеличение сумм, взыскиваемых судами в качестве компенсации морального вреда. Это не может радовать. Ведь самое ценное - это жизнь и здоровье - наши и наших близких.