Обращения граждан в антимонопольную службу - пожалуй, единственный способ борьбы с сомнительным креативом в рекламе. На прошедшей неделе экспертный совет при Нижегородском управлении ФАС разбирал четыре жалобы.
Уточните ФИО
Две касались рекламы, оскорбляющей патриотические чувства нижегородцев. В первом случае американский ресторан для рекламы «интернациональных бизнес-ланчей» составил изображение флага России из чеснока, ягод и мяса. Горожане сочли это неуважением к государственному символу. Эксперты в продуктах проблем не увидели, а вот использование государственного флага в коммерческой рекламе им не понравилось. Но всё решилось само собой - ещё до начала заседания ресторан рекламу поспешил снять.
Куда больше недоумения вызвал второй случай - нижегородцы сообщили, что по городу ездят мусоровозы с крупной надписью «РОДИНА», что опять же кажется кому-то оскорбительным по отношению к стране. Обнаружилось: Наталья Родина, предприниматель, которая и занимается вывозом мусора, просто назвала компанию своей фамилией.
«Чтобы недоразумений не было, эксперты рекомендовали нанести вместе с фамилией ещё и имя, инициалы или добавить к названию предприятия его организационно-правовую форму - ООО, чтобы не было смешения с понятием «отечество», - объяснил предприниматель Герман Князев, член экспертного совета.
К реке… лицом
Нередко возмущают горожан названия, зазывные плакаты и листовки стриптиз-клубов и прочих увеселительных заведений. Не стал исключением и последний экспертный совет - нижегородцы пожаловались на очередную полуобнажённую даму, «украшающую» плакат на Большой Покровской - кстати, недалеко от детских учреждений! Выяснилось, что и сама рекламная конструкция была установлена без разрешения.
«Мы направим материалы в Городской центр градостроительства и архитектуры Нижнего Новгорода, - сообщил Сергей Смирнов, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России, председатель экспертного совета. - Сумма штрафа за такое нарушение, если оно будет доказано, может составить до 500 тыс. рублей».
Призывы быть скромнее владельцам подобных заведений отправляют регулярно. В частности, летом прошлого года эксперты рассматривали ситуацию с Нижневолжской набережной, где давно и плотно обосновалось сразу несколько стрипклубов.
«Это одна из первых улиц, которую видят туристы. И какое впечатление от города может сложиться? Улица красных фонарей какая-то!» - возмутилась нижегородка Наталья Меньшова, отправившая жалобу в УФАС.
Между тем в нынешней редакции федерального закона «О рекламе» чётких критериев этичности нет - понятие неэтичной рекламы исчезло оттуда в 2006 году. Закон запрещает разве что бранные слова и оскорбительные образы. А оскорбляет людей, оказывается, многое. И каждого - что-то своё…