"АиФ-НН" уже писал о ситуации, сложившейся вокруг предполагаемой разработки Павловского гипсового месторождения. Народ настолько против этого начинания, что даже обратился в Общественную палату России.
ОБЩЕСТВЕННАЯ палата, как и положено, откликнулась. В её ответе значилось, что обращение восьми тысяч павловчан было рассмотрено председателем комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Анатолием Кучереной.
Здесь же говорилось: "Мы разделяем вашу гражданскую позицию и тревогу в отношении несоблюдения конституционных прав, а также о состоянии экологической безопасности региона".
Вскоре выяснилось, что ответ "общественников" не отписка. Члены палаты действительно собрали специальное совещание, на которое были приглашены глава местного самоуправления Павловского района Bиктор Куренков (он, правда, не приехал), представители Росприроднадзора, члены инициативной группы павловской общественности и даже представители Министерства обороны. Последнее связано с тем, что разработка Павловского гипсового месторождения прямо затрагивает интересы оборонного завода "Гидроагрегат". Он входит в так называемый президентский список оборонных предприятий и считается единственным в стране производителем высокоточного оборудования для авиации и космических кораблей. Гипсовая пыль "Гидроагрегату" по вполне понятным причинам противопоказана.
В целом Общественная палата приняла сторону павловчан и высказалась за проведение независимой экологической экспертизы. Кстати, несколько десятков лет назад, ещё при советской власти, вопрос о разработке залежей гипса под Павловом также стоял на повестке дня. Но тогда госкомиссия признала добычу недопустимой. Понятно, не по экологическим причинам, а прежде всего из опасений за оборонное производство.
Сегодня, по большому счёту, мнение Минобороны остаётся решающим. Общественная палата всё-таки не имеет особых рычагов влияния и наделена исключительно совещательными полномочиями. Именно поэтому Кучерена смог пообещать членам инициативной группы лишь моральную и юридическую поддержку.
Правда, кроме Минобороны и Общественной палаты остаётся ещё один серьёзный противовес действиям властей: мнение рядовых павловчан. А они выразили свою точку зрения очень определенно, категорически заявив в обращении, что "это наш район, мы здесь растим детей, внуков, работаем. И только мы вправе решать, быть или не быть здесь горным работам". И не без юмора добавили: "Наши месторождения гипса - не последние в стране. Лежали они в недрах миллионы лет, пусть ещё полежат, останутся потомкам на чёрный день".
Вот такая позиция. Хотя справедливости ради нужно сказать, что разработка месторождения могла бы приносить в бюджет области до 350 миллионов рублей в год и создать в Павлове дополнительно порядка 400 рабочих мест. И потому весь вопрос в том, что перевесит: экологические издержки или экономические выгоды?
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
СЕЙЧАС областное правительство рассматривает проект разработки Павловского гипсового месторождения. Предполагаемый инвестор, который готов со дня на день подать заявку в инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области, - некое ООО "Павловский гипсоангидридный завод". Как сообщили в правительстве Нижегородской области, это предприятие с российским капиталом, готовое вложить в развитие проекта до двух миллиардов рублей. Ранее были и другие потенциальные инвесторы: рассматривались заявки от немецкой и французской компаний, которые, однако, отступились от социально взрывоопасного Павловского месторождения.