Утром метромост, вечером монумент
Уверяет, что обожает Нижний Новгород. Подтверждение этому - копия памятника Минину и Пожарскому на Соборной площади в столице Приволжья, установленная 4 ноября 2005 года. И на этом, скорее всего, Зураб Церетели не остановится. Он готов увековечить даже губернатора Валерия Шанцева:
- Я создал скульптуры многим известным людям. Это мэр Москвы Юрий Лужков, который представлен в двух ипостасях - как спортсмен и как хозяин столицы, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Их статуи выставлены в Музее современного искусства в Москве. У вас активный губернатор. Вижу, что строительство метромоста продвигается. Думаю, в следующий мой приезд он будет закончен. Если ваш губернатор мост достроит, я готов его увековечить. Пусть нижегородцы предлагают - а я буду воплощать. Я ведь художник безотказный! (Смеётся.)
«Берите и ставьте!»
Церетели оценил по достоинству не только метромост, но и малые архитектурные формы на Большой Покровской:
- В Москве во дворе Музея современного искусства стоят мои скульптуры горожан, похожие на ваши статуи. Я считаю их очень жизненными. Будет замечательно, если каждый город будет описывать малыми формами своё прошлое. Художники должны сохранять историю, чтобы люди её не забыли. К примеру, раньше грузины носили кепки, теперь их надела вся Европа, а наш народ, наоборот, снял. Можно и это отразить.
Пусть остаются памятники, чтобы знали потомки. К примеру, монумент Дзержинскому в Москве - уникальное произведение искусства. Вот и я создаю памятники современникам, целую палитру деятелей. Берите и ставьте!
Кроме того, я сделал 74 фигуры царей и князей, создал образ семьи последнего русского царя Николая II. У меня в школе был замечательный педагог, который так преподавал историю, что мы не пропускали ни одного урока. Она нам рассказывала и о России, и о Грузии, и о других странах и культурах. Нужно помнить, что наши предки делали что-то хорошее.
О смерти больших форм
Несмотря на то что Зураб Церетели продолжает творить, не ограничивая себя в размерах своих произведений, он сожалеет, что монументальное искусство в России практически вымирает:
- В большом видна рука мастера! Раньше Союз художников располагал большой технической базой, поэтому развивалось монументальное искусство. Сейчас нет ни витражей, ни мозаики, ни литья. Институты и техникумы не готовят исполнителей. Это трагедия! Раньше молодёжь имела навыки литья, ковки, работы по чёрному металлу, обработке стекла. Таких специалистов даже в армию не брали. Пусть в советские времена и строили сухо, прямолинейно. Но приглашали художников, чтобы украсить здание. Тогда правильно мыслили! А сейчас мы люстры привозим из Италии, паркет из Германии, своего ничего нет. Так нельзя! К примеру, я сделал однажды 22-метровую люстру, да ещё и с витражом. Жаль только, что давно не видел своих старых работ в Бразилии, Португалии или Японии.
Кстати, недавно Зураб Константинович увековечил бывшего премьер-министра Страны восходящего солнца Итиро Хатояму, который первым поставил свою подпись в мирном договоре с СССР после Великой Отечественной. Мастер наградил его трёхметровым памятником.
Выставка для дам
Не обошёл Церетели и женскую тему:
- У российских женщин уникальный характер. Не в обиду мужчинам будет сказано. Как они мыслят, ходят, какие они грамотные, как они воспитывают детей. Я в восторге! Поэтому я взялся за подготовку скульптур жён декабристов - хотел показать, как эти женщины отдавали свою жизнь мужьям. На эту выставку нужно пускать только представительниц прекрасного пола, а мужчины пусть через окно на них смотрят (смеётся).
Фото Татьяны БЫКОВОЙ
Фоторепортаж с выставки Зураба Церетели в Нижнем смотрите на сайте.
А ЕЩЁ БЫЛ СЛУЧАЙ
Несколько лет назад Церетели поставил у библиотеки МГУ памятник его основателю, графу Шувалову. На открытии монумента к скульптору обратились несколько грузинских девушек и на родном языке сообщили, что хотят учиться в МГУ, но денег на это нет. На что Зураб Церетели предложил ректору Виктору Садовничему принять их на бюджетные места, а он не возьмёт гонорар за работу. В МГУ учатся шесть “церетелевских” студентов.