Об уникальных экспонатах Русского музея фотографии, о том, можно ли сделать хороший снимок на «мыльницу», и о том, почему фотохудожники так любят снимать Волгу, рассказывает директор Русского музея фотографии Вера Тарасова.
Фотокамера святого
- Вера Михайловна, когда-то искусством фотографии владели только мастера. Сейчас каждый желающий снимает всё, что понравилось, мобильным телефоном. Это как-то изменило отношение к фотоделу? Можно сделать художественный снимок «мыльницей» или смартфоном?
- От качества и возможностей камеры зависит многое, но снимает человек, а не фотоаппарат. Шедевр можно снять и на «мыльницу», и на мобильник: шедевр создаёт в первую очередь мастер, а техника только помогает. Знаю молодых фотографов, которые делали снимки на «мыльницу» и побеждали с этими работами на международных конкурсах. Знаю людей, у которых в руках была дорогая техника, но отношения с искусством фотографии не сложились. Это творчество.
Человек, стремясь сделать хороший кадр, обречён заняться саморазвитием. На первый взгляд, чтение книг, изучение развития культуры не связаны с работой фотографа. Но опыт подсказывает, что настоящими фотографами становятся разносторонне развитые, начитанные, духовно богатые люди. Не раз наблюдала, как молодые люди, взяв в руки фотокамеру, за короткое время вырастают в духовном и культурном плане. Если вашему ребёнку нравится фотографировать, поощряйте это увлечение. Это однозначно поможет развитию личности, а может быть, даже принесёт успех и славу.
- Вы говорили, что у вас среди экспонатов есть совсем необычные фотокамеры, доказывающие, что снимать можно на что угодно, было бы желание и чувство прекрасного?
- В наш музей постоянно приносят новые экспонаты, и чаще всего это уникальные вещи, которым нет цены. Художник Владимир Кундин передал самодельную фотокамеру из фанеры - камеру в начале XX века сделал священник Сергий Скворцов из Сокольского. Священник не только фотографировал, но и учил этому крестьянских детей. Судьба его печальна: в 1937 году отца Сергия репрессировали.Позже он был канонизирован. Односельчане спрятали вещи священника, и спустя много лет его необычная фотокамера попала в наш музей.
Это не единственный удивительный экспонат. У нас можно увидеть камеру из спичечного коробка, есть фотоаппараты из голенища валенка и обычной обувной коробки. И всё это исправно действовало, многие фотокамеры и сейчас в рабочем состоянии!
- А вы сами фотографируете?
- Да, но не часто. Дело моей жизни - всё-таки музей. В юности хотела стать журналистом. После филфака я работала в архиве в отделе фотографии, там я впервые близко столкнулась с работами Максима Дмитриева и Андрея Карелина. Я в них просто влюбилась! Так увлеклась фотографией, что забыла об остальных хобби. Меня даже дети ревновали к музею - говорили: мама пришла, сейчас опять начнётся разговор о фотокамерах, фотографах и выставках. А мужа я «обратила в свою веру», он руководит фотостудией, заведует отделом в нашем музее.
Светопись великой реки
- Нижегородская история фотографии какая-то особенная? Что же вас так зацепило?
- Нижний всегда славился мастерами фотографии. Профессор Вячеслав Срезневский писал: «Фотографическая композиция зародилась в России, и первый, кто показал в Европе этот новый путь, был Карелин в Нижнем Новгороде». Русскому музею фотографии в этом году 25 лет, а первая экспозиция, созданная здесь, была посвящена Дмитриеву и Карелину.
Изначально у музея была задача сохранить наследие известных мастеров. Потом решили проводить выставки современных фотографов. Недавно у нас завершился IV Российский фотографический фестиваль «Светопись-2017». Тема - «Российские реки». Впервые участвовали и любители, и творческие объединения фотографов, и представители семейных архивов - они прислали семейные фото. Многие работы так уникальны и самобытны, что мы хотим попросить авторов подарить некоторые для хранения в фондах музея. Самые старые снимки датированы 1860 годом, самые «молодые» - 1960-м.
- Вы говорили, что первым фотолетописцем Волги можно назвать Максима Дмитриева. Почему?
- В 1894 году Дмитриев взялся за новую серию работ о великой реке. Он снимал Волгу через каждые 8 вёрст от истока до устья. Около 10 лет жизни и немало денежных средств ушли на выполнение этой труднейшей задачи.
Три года назад наш музей организовал уникальный проект: по Волге по маршруту Дмитриева столетие спустя отправилась фотоэкспедиция. Современные фотографы собрали коллекцию снимков, показывающих жизнь на Волге XXI века. Многое изменилось. Некоторых точек, с которых снимал Дмитриев, не найти - их затопило после пуска Горьковского водохранилища…