Скульптуры не только радуют глаз, но и воспитывают, создают атмосферу пространства и в какой-то степени определяют будущее людей. Так считает Татьяна Холуёва, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, автор многих монументов, установленных в Нижнем Новгороде и области.
Красота и гармония
Альбина Макарова, «АиФ-НН»: Татьяна Георгиевна, в том, что скульптуры влияют на окружающее их пространство, сомнений нет. Но как памятник может воспитывать?
Татьяна Холуёва: Ещё когда мы учились в Ленинградской художественно-промышленной академии им. Штиглица, нам, будущим скульпторам, говорили, что у нас в руках мощное оружие, сродни хирургическому скальпелю, которым можно сделать сложную операцию и спасти жизнь, а можно зарезать и жизни лишить. 95% информации об этом мире человек получает глазами. Поэтому на каждом мастере, создающем скульптуры, лежит ответственность.
К примеру, в Италии много прекрасных памятников, посмотреть на них едут люди со всего мира. Не одно поколение итальянцев живёт в этой гармонии и красоте. Возможно, поэтому здесь так много известных дизайнеров и модельеров…
У каждой скульптуры должно быть три начала: нравственное, эстетическое, эмоциональное. Психологи говорят, что самое мощное воздействие на человека оказывает звук, музыка, затем идёт цвет. У скульптур нет такой мощной активности, но они живут долго и воздействуют постоянно, их нельзя «выключить». Люди даже не замечают этого воздействия. В какой-то степени любое искусство - оружие, оно может быть добрым, может вызывать негативные последствия.
- А как действуют на людей скульптуры Нижнего Новгорода? Все ли наши памятники «правильные»?
- Когда-то после диплома меня отправили в Горький по распределению. Мне очень понравился город, он так же, как и мой родной Торжок, расположен на двух берегах реки, такой же старинный, с богатой историей. Но меня опечалило, что в городе мало пластики. Когда в пространстве недостаточно скульптур, глаз горожанина не «воспитывается», не приучается к прекрасному. Я прожила здесь всю жизнь, Нижний теперь мне родной, и вдвойне обидно, что скульптур здесь по-прежнему недостаточно.
На мой взгляд, самый гармоничный и сильный по воздействию памятник - это обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижегородском кремле, работа Ивана Мартоса и архитектора Авраама Мельникова. Он прекрасно вписывается в пространство высокого берега над широкой Волгой. Прекрасен и памятник Максиму Горькому на одноимённой площади - работа скульптора Веры Мухиной, архитекторов Виктора Лебедева и Павла Штеллера.
Люди в большинстве своём тянутся к прекрасному, к красивому, они прощают мастеру многие ошибки. И это доверие вдвойне повышает ответственность скульптора за то, что он привнесёт в город.
Вот 17-метровый памятник Ленину на площади имени вождя вызвал у горожан отторжение ещё в день его открытия в 1970 году. И дело тут не в идеологии - горьковчане выходили на субботники и деньги перечисляли на создание этой скульптуры. Я хорошо помню день открытия, всё Канавино было запружено колоннами людей, так ходили только на демонстрацию. Памятник был под покрывалом. Мы его видели до этого и как профессионалы понимали, что выполнен он на бегу, по принципу «а им в провинции и так сойдёт».
Рядом с нами шла колонна рабочих и инженеров какого-то завода. Когда покрывало сняли, многие заводчане не сдержали бранных слов. А один громко сказал: «Давайте проведём ещё один субботник, заработаем на экскаватор, пригоним его сюда, привяжем это уродство за ногу, сдёрнем и выбросим в реку».
Я не хочу уходить в политический аспект и переворачивать факты, говоря, что люди хотели снести памятник Ленину. Нет, горожане хотели, чтобы здесь стоял памятник Ильичу, но они желали увидеть настоящее произведение искусства. А мастер поторопился. Возможно, у него были работы ещё в других городах - в 1970-е был настоящий бум открытия памятников вождю революции.
Дресс-код для «каменных гостей»
- Сейчас почти каждый год появляются новые скульптуры на главной улице Нижнего Новгорода. Но они постоянно подвергаются хулиганским нападениям. У «Скрипача» много раз воровали смычок. Недавно «увели» колесо от велосипеда у «Почтальона», у «Дворянской четы» в одну из ночей отпилили руки. Недавно облили зелёной краской «Весёлую козу». Как защитить скульптуры?
- Это вандализм, глумление, уничтожение, это хулиганство. Горожан надо воспитывать - и маленьких, и взрослых. Это сложный процесс, зависящий от многих факторов.
Печально, но «пополнение» семьи скульптур на Большой Покровской воспитанию горожан не способствует. У меня к этим работам неоднозначное отношение. Рядом с ними фотографируются люди, туристы увозят эти снимки в другие города. Но разве эти скульптуры оригинальны?! Такие почти в каждом городе, а мы заставили ими всю центральную улицу.
Мы до сих пор вспоминаем покойного главного архитектора нашего города Александра Харитонова. Он говорил, что Большая Покровка - реликтовая, заповедная зона города, с ней надо обращаться бережно, он «не пропускал» такие скульптуры на главную улицу.
Я не говорю, что такие работы не имеют права на жизнь, - это парковая скульптура. А в настоящих памятниках, кроме внешнего, должно быть внутреннее наполнение. Ручки, ножки, черты лица - это немаловажно. Но если мастер не передал характера человека, то это дешёвая кукла, а не памятник!
Работая над бюстом Пушкина (а я очень люблю этого поэта), я не столько пересматривала его прижизненные портреты, сколько читала отсканированные рукописи поэта. Представьте страницу. Она исписана, половина текста вычеркнута и написана заново, и так несколько раз. Я пыталась представить, как это происходило, как он писал всякий раз, как набело, и возвращался к началу. Я читала и воспоминания современников. Одни писали, что Пушкин «страшный, обезьяна», другие - что он очарователен и обаятелен. Только пропустив всё это через себя, художник может воссоздать образ человека.
Из всех скульптур, которые сейчас размещены на главной улице, на мой взгляд, наиболее органичен в этом пространстве «Городовой».
- А зачем вообще ставят скульптуры?
- А вот на вопрос «Зачем?» надо отвечать всякий раз, когда решили что-то добавить в городское пространство. Когда-то здесь происходило событие или жил человек, этот момент уже прошёл, но он оставил след. Люди хотят, чтобы эта эмоциональная, эстетическая и историческая составляющая летописи города вернулась, и ставят памятник.
Художник всегда выражает своё время. То есть памятники даже одному и тому же человеку, созданные в разное время, будут разными. Но выражая своё время, скульптор должен помнить, что век памятника длинный, поэтому работу надо создавать на самой высокой планке своего века.