Таёжное приключение

А вот студентка биофака ННГУ Марина Зимина этим летом отправилась за приключениями в тайгу.

Побудила статья в журнале

- Идея этой поездки пришла практически внезапно. Просматривая журнал “Вокруг света”, я наткнулась на статью о национальном парке Республики Коми под названием Югыд-Ва (“Чистая вода”). Живописные заповедные места настолько впечатлили меня, что я решила - нужно обязательно побродить по тайге и увидеть собственными глазами эти красоты! Поэтому, когда летняя сессия осталась позади, мы с моим молодым человеком Матвеем отправились покорять Cевер.

В Ухту - автостопом

Основной целью нашего путешествия было дойти до предгорья Урала вверх по реке Щугор и посетить национальный парк. Добирались автостопом. Ехали трое суток, при этом сменили около 10 машин. В Ухте нам посоветовали сначала найти администрацию, чтобы спросить разрешение на посещение парка. Но никто не знал точно, где же эта самая администрация находится. Наши поиски ни к чему не привели, поэтому мы отправились пешком от Вуктыла до деревушки Подчерье, которая находится на месте слияния рек Подчери и Печоры. Идём, тяжёлые рюкзаки к земле тянут, силы на исходе - тут уж не до окружающей красоты. Но стоит остановиться, поднять глаза, и ты видишь такие дали, такую природу! В эти минуты мы с Матвеем понимали, что не зря приехали.

Вывели медвежьи следы

Во время путешествия мы жили в палатке. На второй день нашего пребывания пошёл дождь, и мы решили пока не трогаться с места. Но оказалось, что дождь здесь может идти днями... Вот мы и провели в палатке несколько дней, пока не наступила терпимая погода для того, чтобы двинуться вверх по течению реки.

Сначала шли по человеческим следам (видимо, местных рыбаков), потом пошли по медвежьим. Через несколько дней они нас вывели на комплекс скал Кырта-Варта (“Парусник”). С высоты нам открылись бескрайние просторы тайги с извилистыми реками, заключёнными в скалистые берега.

Чуть не утонули

Как рассказали местные жители, в ухтинских реках водится много рыбы, которую можно ловить даже “на дурачка”, то есть на пустой крючок. Благодаря этому совету нам удалось поймать четырёх хариусов. Насобирали грибов, наелись черники до синих языков и решили позволить себе несколько часов пассивного отдыха, но у погоды, видимо, были другие планы. Начался сильный ливень. На наших глазах за двадцать минут река поднялась на полметра! Мы кое-как смогли выбраться на сухое место и действительно здорово испугались. Неожиданно увидели человека, который шёл нам навстречу и улыбался:

- А, туристы! Что это вы тут забыли?..

Север привязал к себе

Оказалось, дядя Лёша работает на водокачке, где он и его друг Сергей несут вахту в течение двух недель. Водокачка находилась в нескольких минутах ходьбы от реки. И мы не мешкая рванули туда на чаепитие, которое... затянулось на три дня. Из-за дождей.

Сам дядя Лёша из Коломны. В Вуктыле сначала устроился на временную работу, а потом решил здесь остаться. Его можно назвать ветераном Cевера - живёт в этих краях более 30 лет. Семью Сергея выселили с Украины в местную деревню Кырта во времена сталинских репрессий. Тайга их действительно привязала к себе, и на вопрос о том, не трудно ли им обходиться без благ цивилизации, вахтовики дружно мотали головой.

Наши новые знакомые поведали, что сейчас людей из тайги начали выселять:

- Богатые люди перекупают земельные участки у местного населения, приватизируют их. Взамен предлагают квартиры в городах. Некоторые соглашаются. Но те, кто согласился, в основном это пенсионеры, долго не выдерживают. Не могут привыкнуть к новому укладу жизни и климату.

...Выбираться самим из таёжных лесов нам не пришлось. Через три дня приехал вездеход (менялась вахта) и забрал нас. Довезли через тайгу до Ухты. А на следующий день мы отправились в обратный путь. Вышли на трассу и не поверили своему счастью, увидев машину с нижегородским региональным номером 52! Подхватив рюкзаки, мы с дикими воплями побежали её останавливать. Всю дорогу взахлёб рассказывали о наших приключениях, делились впечатлениями, пересказывали охотничьи байки.

Хоть до предгорья мы так и не дошли, но увидеть красоту тайги нам удалось, несмотря на все трудности походной жизни. А тех эмоций, что мы получили от нашего приключения, хватит ещё надолго.