Страна водопадов
Александр Жулёв был опытным туристом - мастером спорта СССР, участником многих экстремальных походов. Каждая экспедиция - проверка на выживание. В детстве у него обнаружили порок сердца, но вопреки диагнозу Александр стал отчаянным походником. Шёл и шёл к своей цели.
- У Александра была мечта - пересечь Сибирь за два похода. В первую экспедицию они прошли от района падения Тунгусского метеорита на север, до правого притока Енисея - Курейки. А второй поход - из Норильска в глубь Сибири. Они мечтали попасть на плато Путорана, - рассказывает Ида Смирнова.
Плато Путорана в Якутии называют страной водопадов. Оно представляет собой купол - вздувшуюся земную кору. Плато испещрено глубокими речными долинами, крутыми склонами, много озёр. По сути, участок не пешеходный. Чаще всего здесь туристы ходили на лыжах или сплавлялись по рекам. Голая земля, практически никакой растительности, короткое лето. Как у Высоцкого - «кругом 500»: на сотни километров никаких населённых пунктов.
- Он знал, что поход будет сложным. Пришлось взять с собой много снаряжения, - вспоминает Ида Соломоновна. - У нас было трое детей, младшей дочери тогда был год. Поэтому я в поход с ними не пошла.
Роковая река
Рассказывая, она перебирает фото с потрясающими полярными пейзажами. Снимки с фотоаппарата погибшей группы. Река вынесла плёнки на берег, и у близких остались последние кадры из жизни команды Александра Жулёва. Стало ясно, в каких суровых условиях им пришлось жить в экспедиции. Продовольствия не хватало, костёр подчас было не из чего развести.
- Сначала с ними собирался Саша Ившин, специалист по сплаву, но перед самым отъездом у него прихватило сердце, и он остался дома. А у ребят не было большого опыта водных путешествий, - признаётся наша собеседница. - Когда группа приехала в Норильск, они не выверяли карты у местных туристов, и не знали, что там был роковой водопад…
Туристы стремились к реке Ягтали, а попали на Нерал. Шли дожди, река разлилась. Горьковчане хотели облегчить путь, поэтому всё тяжёлое снаряжение (на каждого по 45 кг) решили перевезти на катамаранах. Русло реки постепенно сужалось, ускорялось течение. Двоим повезло - их катамаран перевернулся и они выбрались на берег. А второй катамаран увлекла река - вместе с людьми в каньон с 20-метрового обрыва. Люди получили травмы, несовместимые с жизнью…
Память о товарищах
В живых остались Александр Леленков и Сергей Авдонин. В шоке, они пошли за помощью, но спасать уже было некого. Почти без продуктов они брели 5 дней. Без сил вышли к рыбакам на озере Лама.
- У нас не было никакого предчувствия беды. Шумно отмечали туристическую свадьбу, - вспоминает Ида Соломоновна. - В ту ночь, узнав о случившемся, мы собрались в турклубе. Хотели послать спасательный отряд. Но на месте уже работали наши коллеги, туристы. Они нашли всех, кроме 29-летней Гали Крыловой, единственной девушки в команде. Её потом так и не обнаружили…
Ребят привезли в цинковых гробах, гвоздём нацарапаны фамилии. Александра Жулёва опознали только по обручальному кольцу. Ребят похоронили в братской могиле на Автозаводском кладбище, поставили один памятник. Фотография с их похорон обошла весь мир - символичный снимок нижегородского фотографа Виктора Мельникова: туристы стоят перед гробами, взявшись за руки. Тень ложится на могилу так, будто это чёрные призраки погибших путешественников.
А в 1985 году Ида собрала экспедицию, чтобы поставить памятник на месте гибели группы. Это была конструкция из титана, два весла, а между ними - фотографии отважных туристов. А за километр до страшного места горьковчане натаскали гору из камней, где написано предостережение для туристов.
- Мы прошли весь их путь, нас сопровождал Саша Леленков. А в 1991-м мы навещали то место с моим старшим сыном.
Памятник на месте гибели туристов |
Турист в 75
После трагедии горьковские туристы стали называть детей в честь погибших товарищей. Сергей Авдонин, потеряв в том походе младшего брата Анатолия, назвал сына Толиком, а дочь - Галей. Ида Смирнова вышла замуж вновь, родила сына Сашу и дочь Галю.
Туризм - это страсть, которая не оставляет ни на минуту. Ида Соломоновна и все ребята из Горьковского турклуба до сих пор ходят в походы.
- Это любовь на всю жизнь. Туристы имеют приличную работу. Но есть путеводная звезда - весь год трудиться, чтобы пойти в поход. На Алтай, на Кавказ… Тогда, конечно, было много белых пятен на туристической карте страны. Не было навигаторов, карты составляли вручную. Тогда туризм был с опасностью для жизни, - вспоминает Ида Смирнова. - Мы с семьёй или с учениками продолжаем ходить в походы (Ида Соломоновна - учитель информатики в лицее № 165. - Ред.). А брат Саши Жулёва и в свои 75 лет - активный походник…