Недавно в Нижегородском ТЮЗе состоялась премьера трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». И это на фоне того, что в театре существует явное противостояние старых и новых сил.
ТЮЗ превращается в столичный театр?
И вправду это произведение всех времён и народов – его ставили, ставят и будут ставить. Ведь люди остаются те же – они любят, враждуют, страдают. Родители не понимают своих детей, дети пытаются доказать «предкам», что они взрослые и сами могут решать свою судьбу…
Ясное дело – сюжет привлекательный. Но как внести что-то новое в хрестоматийное произведение, где реплики практически всех персонажей растасканы на афоризмы? Поэтому нынешние режиссёры пытаются трагедию осовременить (яркое выражение этого – фильм конца 90-х с Леонардо Ди Каприо в главной роли), либо вообще лишить её каких бы то ни было примет времени. Такую задачу поставили и в Нижегородском ТЮЗе.
- Мы делаем из «Ромео и Джульетты» хронику, - говорят авторы спектакля, - историю, происходящую здесь и сейчас, на наших глазах, абсолютно лишённую историзма. Есть только одно: дни, часы, минуты. И люди, которые на наших глазах за короткий срок успевают встретиться, влюбиться и умереть.
Для постановки решили пригласить питерского режиссёра Наталию Лапину. Из северной столицы она привезла свою команду в лице художника-постановщика Николая Слободяника и художника по костюмам Марию Лукка.
Режиссёр – молодая, 27-летняя девушка, и судя по отзывам о её работе в Санкт-Петербургском ТЮЗе, очень талантливая.
- Её спектакли будто рождаются из ничего, из воздуха, из каких-то фантазий и аллюзий, - пишут одни критики.
- Её герои существуют в реальном времени, именно здесь и сейчас, - отвечают другие.
- Давно не хватало таких хороших спектаклей, имеющих отношение к «психологическому», жизнеподобному театру, - характеризуют её работы третьи.
Вот новое руководство Нижегородского ТЮЗа и пригласило Наталию поставить спектакль для подростков. Кстати, это не единственный случай в театре. 30 мая состоялась премьера «Женщина, которая вышла замуж за индюка» по пьесе шведского драматурга Гуниллы Боэтиус, режиссёр – Валерий Караваев (Москва). Теперь в театре делают ставку на приезжих мастеров, особенно столичных. Видимо, на своих уже не надеются.
Условный спектакль с лёгкой эротикой
«Ромео и Джульетта» интересен с точки зрения сценографии. Жизнь героев действительно не имеет временных привязок, костюмы персонажей свободны и абстрактны. Минимализм декораций – из всей мебели на сцене каталки-клетки, в которых Джульетта прячется от матушки (заставляющей её выходить замуж «по приказу»), а Ромео – от приговора за убийство Тибальта. Они превращаются и в поле битвы, и в постель юной девочки, и в балкон, и в ложе любви двух тайных любовников.
Вообще спектакль очень символичный, чем-то похожий на постановки Романа Виктюка, где актёры–акробаты постоянно в движении.
Спектакль начинается с танцевальной зарисовки (группа танцующих будет появляться весь спектакль), переходящей в вальс огоньков – светлячков в темноте. Два начала в темноте, освещённые прожектором - мальчик с саксофоном и девочка со скрипкой. Ромео и Джульетта. Это дети, которые летят к огню любви и не боятся, что сильная страсть слишком тяжела для их юного возраста, слишком губительна для их маленьких, нестрадавших сердец. Для них она становится роковой.
У Наталии Лапиной действительно получилась хроника – герои постоянно фиксируют мелом на висящих табличках место действия, время, отдельные ключевые слова, имена и фамилии. Как ученики на школьной доске.
Спектакль очень напряжённый. Тёмные тона, тяжёлая музыка, нервные прерывистые движения танцующих. На заднем плане постоянно звучит пение светлячков, сердцебиение. Даже бал не вносит особой радости в действие – не праздник, а мрачный спектакль, куда собрались не гости, а душевнобольные в белых саванах. Главные цвета постановки – белый, чёрный, кроваво-красный.
Ночь любви Ромео и Джульетты как танец теней под стон саксофона (кстати, этот же приём характерен для балета «Юнона и Авось» нижегородского театра оперы и балета – с помощью него завуалирована сексуальная составляющая). Девушка провожает возлюбленного, машет ему шалью, будто крылом. Она чувствует, что на этом свете они уже не увидятся.
И в конце оставшиеся в живых напоминают больше теней в уродливых масках с длинными носами, нежели людей.
«Ромео и Джульетта» - условный спектакль, поэтому и соответствие реплик героев оригиналу чисто условное. Авторы даже позволили себе внести в текст некоторые фривольности эротического характера. На фоне общего трагизма постановки слышится это нелепо. Но юной публике нравится, школьники хихикают, правда, с опаской оглядываясь на своих педагогов.
Страдание нужно «выстрадать»
Главные роли в спектакле достались молодым пермским актёрам Марии Смольниковой и Алексею Манцыгину, которые приехали в Нижегородский ТЮЗ вместе с новым главным режиссёром Вячеславом Кокориным. И честно сказать, их актёрская игра сильно отстаёт от интересной и своеобразной сценографии. Будем надеяться, что юные таланты ещё разыграются.
Конечно, 16-летняя Маша подходит для этой роли – она сочетает в себе расцветающую красоту, потрясающую детскость, наивную игривость, задор. Слова любви и у Ромео, и у Джульетты – как будто взятые из книг. Они неуверенно пытаются примерить их на свои чувства. Детская радость подходит героям гораздо больше, чем трагизм. Вывод один: страдания требуют большой работы и актерской зрелости.
И всё-таки общее впечатление от спектакля осталось хорошее. Давно в нижегородском театре так не реагировала публика – актёров и создателей не отпускали со сцены.
Театр-клуб
Жаль только, что театр сейчас раздирают противоречия, которые перестают быть закулисными. Коллектив ТЮЗа написал открытое письмо в областную администрацию с просьбой обратить внимание на их проблемы. Работники жалуются на то, что им не выплачивают зарплату, снимают старые спектакли, не дают ролей. Руководитель областного комитета по культуре Сергей Щербаков во всём поддерживает нового директора.
А недавно прошел слух, что в ТЮЗе будут проходить дискотеки. Вы себе можете представить театр, который в сумерках превращается в ночной клуб. Просто театр-оборотень какой-то, а не храм искусства…