Звезда Георгия Демурова, артиста Нижегородского академического театра им. Горького, сияет на нижегородской сцене уже 50 лет. А он всегда очень стесняется внимания к собственной персоне. И не любит поздравлений с днём рождения.
О Демурове - навзрыд
- Георгий Сергеевич, каково это служить в одном театре полвека?
- Работать в одном театре - не проблема для артиста, если подходить к этому творчески. Ты же играешь разные роли - каждый раз новая жизнь, новая личность. Какая разница, на какой площадке. У меня никогда не было застоя - работы было так много!
Меня театр драмы даже курить научил (смеётся). Я был ещё студентом, играл в комедии «Ничего не случилось» в Горьковском драмтеатре. Одна из первых моих ролей. Мой персонаж - куряка, его застаёт за этим делом дядя, ругает на чём свет стоит. И вдруг ко мне подходит режиссёр Юрий Александрович Ольховский: «Я тебя сниму с роли!» «Почему?!» - недоумеваю я. «Курить не умеешь!» Он потребовал, чтобы я научился курить.
- А вас не переманивали в другие города?
- Предложения, конечно, были. Звали в Омск, Куйбышев, Москву, Ленинград. Однажды меня буквально заманил режиссёр Минского театра русской драмы Борис Иванович Луценко. Я был зачарован его спектаклями (театр приехал в Горький на гастроли). Он уговаривал меня, хотя не видел ни в одной роли - ему рекомендовал меня Анатолий Смелянский (тогда - завлит Горьковского ТЮЗа, ныне - президент школы-студии МХАТ. - Ред.) и… билетёры. «Я пообщался с билетёрами - они все говорят о вас навзрыд». Я его заставил посмотреть себя на сцене и только тогда согласился. Луценко взял меня на роль Адама в пьесе Ирме Мадача «Жизнь человека». Роль сложная, поэтическая, философская. Поработал я в Минске сезон, но по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться. Видно, судьба такая.
- Вы так привязаны к нижегородской сцене?
- Это не привязанность - это любовь. Всегда любил нижегородскую театральную среду, обожал старшее поколение артистов. Таких уже нет. Влюбился в театр на всю жизнь. И от того, что я не остался в Минске, я только выиграл. Мне с нижегородскими зрителями, сердечными, отзывчивыми, душевными, хорошо. Они и плачут, и смеются, они открыты.
В бездну классики
- Сегодня в Нижнем ставят спектакли в новых интерпретациях, с современной сценографией. Как вы относитесь к осовремениванию театра?
- Это хорошо лишь в меру, когда это полно раскрывает смысл произведения, а не когда режиссёр начинает переписывать пьесу на свой лад. Нужно достигать глубин и познавать автора, отталкиваться от его замысла.
Например, свежая премьера драмтеатра - «Павел I» с потрясающей сценографией выглядит очень современно. Это высокая культура.
Главное - не впадать в шоуизацию, что сейчас происходит повсеместно. Шоу врывается в театр и может накрыть его с головой. Надо этому противостоять. Театр делает зрителя, а не идёт у него на поводу. Что может быть более современное, чем классика? Как будто утром написано! И всё про нас. Гении писали не просто пьесы, они знали законы театра, вдохновлялись им. Откройте Мольера, Гоголя, Достоевского, Тургенева. Там бездна!
Как отказать гению?
- Вы почти 10 лет были художественным руководителем Нижегородского театра драмы, и за это время он сильно изменился.
- Я вступил на эту должность в сложный для театра период. Представьте: 16 лет театр не выезжал на гастроли, один режиссёр на подхвате. Застоялся, стало душновато. Я поставил цель - шесть премьер в сезон, и классика, и современные пьесы - для коммерции, так сказать, для поддержания штанов. Пусть расцветают таланты всех артистов. Труппа должна работать. Если актёр не сыграет хотя бы одной роли в сезон, он деградирует. Я приглашал режиссёров из разных городов, мы вместе распределяли роли. И за эти 10 лет я меньше всего был озабочен собой, я не распределял себе роли - это некрасиво! Играл только, когда режиссёры ставили ультиматум. Спасибо им - сейчас у меня есть замечательные спектакли.
Я ушёл с поста худрука сам. В театре были периоды, когда руководитель держался за своё кресло, и коллектив задыхался. Тянуть время я не хочу. Пора уступить дорогу!
- Этот год для вас особенный...
- Ой, ничего не говорите! Не люблю свой день рождения, стыжусь повышенного внимания ко мне. С детства убегал с праздника - сначала все хвалят, а потом требуют дневник, а там такое творилось (смеётся). Я согласился на бенефис один раз - на 60-летие - и то потому что это совпало с нижегородской премьерой спектакля Романа Виктюка «Мастер и Маргарита», где я играл Воланда. Я опять отказывался, но Виктюк и говорит: «Геронька, это мне нужно». Как я мог отказать гению! Он Бог! Таких сейчас нет!..