Впервые год сработан с профицитом
Иван Карнилин, председатель городской Думы Нижнего Новгорода:
- Работа по исполнению бюджета Нижнего Новгорода была совершенно прозрачной, ни одного рубля ни по одной программе никто не утаивал. Городская администрация и городская Дума работали по всем направлениям сообща, рука об руку.
За год депутаты восемь раз вносили изменения в бюджет, корректируя доходы и расходы в сторону увеличения. Результат превзошёл ожидания: в 2006 году впервые бюджет города исполнен с профицитом. Это говорит о том, что идёт настоящая, живая и эффективная работа: сегодня мы увеличили объёмы капитальных вложений, по некоторым позициям даже в два раза - в здравоохранение, образование, ремонт дорог, строительство жилья. По всем жизнеобеспечивающим факторам администрация сработала успешно.
Мы удачно провели зиму - без катаклизмов и потрясений. В этом заслуга наших городских предприятий “Водоканал”, “Теплоэнерго”, “Горсвет” и всех, от кого зависит жизнь города и бесперебойное снабжение городского хозяйства.
Депутаты отметили, что глава города видит перспективу развития Нижнего Новгорода и ставит практические цели, например, строительство объездных дорог, метромоста, наращивание темпов строительства жилья, комплексное благоустройство микрорайонов и т. д.
По результатам голосования отчёт главы города Вадима Булавинова принят единогласно и без замечаний. Оценка, которую дали депутаты, характеризует работу администрации как стабильную, монолитную и сбалансированную.
Восемь раз проверь...
Заместитель председателя постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Владимир Пачёнов:
- Обсуждаемый сегодня бюджет 2006 года является, бесспорно, лучшим за последние 10 лет. Доходы бюджета превысили 11 млрд 121 млн руб., а расходы - 10 млрд 193 млн руб. Относительно скромная цифра исполнения доходной части бюджета в 105,3 процента объясняется тем, что в бюджет в течение года восемь раз вносили изменения в сторону увеличения его доходной и, соответственно, расходной частей.
По факту рост доходов к уровню 2005 года составил 129%, или более 2,5 млрд рублей. И это притом, что областным законом о бюджете городу Нижнему Новгороду был уменьшен почти на 10 процентов норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц. С 50 до 20 процентов от областной доли был уменьшен норматив по налогу на прибыль предприятий. Был исключён из доходной части города единый налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
В этих условиях ситуацию могла спасти кропотливая работа по улучшению собираемости налогов. Глава города и комитет по труду городской администрации систематически отслеживали выплату заработной платы не только на промышленных предприятиях, но и в более мелких акционерных обществах, ООО, у частных предпринимателей. Те, кто занижал зарплату, получали предупреждения и при отсутствии должной реакции не могли надеяться на сотрудничество с городской администрацией. В результате налог на доходы физических лиц был собран даже в несколько большем размере, чем год назад.
Очень хорошо сработал комитет по управлению городским имуществом. Второй год подряд он увеличивает доходы от использования имущества на 127 процентов. Рост к 2005 году по доходам от предпринимательской деятельности составил 146 процентов. Учла администрация критику Думы прошлых лет относительно налога на имущество физических лиц, собираемость по этому налогу возросла на 165 процентов.
Собственность наконец-то принесла дивиденды
Депутат Игорь Кондратьев:
- Впервые за мою депутатскую практику бюджет был вынесен на обсуждение и принят заблаговременно. Кроме того, стоит отметить, что все изменения городская администрация серьёзно обсуждала с депутатами. Мэрия аргументированно объясняла, почему и на какие цели мы должны перераспределить средства. Вадим Булавинов подготовил очень хороший отчёт, где были прописаны все позиции бюджета. Я вообще считаю, что глава нашего города с каждым годом работает всё лучше и лучше. Ведь он имеет большой опыт депутатской работы, поэтому между администрацией и Думой достигнуто взаимопонимание.
Радует, что бюджет 2006 года был серьёзно увеличен за счёт использования городской собственности. Большое внимание было уделено ЖКХ, образованию, спорту - именно в эти сферы и распределялись средства. Могу сказать, что по бюджету справились на “четыре с плюсом”. Замечательно, что 2007 год назван годом ЖКХ. Ведь основная масса вопросов от жителей, которые они задают депутату, касается именно коммунального хозяйства.
У медиков претензий нет
Председатель комиссии по здравоохранению и социальной защите населения Александр Разумовский:
- Бюджет впервые за последние годы стал бюджетом развития. Он сбалансирован, прозрачен, удобен, с ним легко работать. В 2006 году мы не наделали долгов. Это говорит о том, что у нас есть собственные средства, с которыми мы умеем грамотно работать.
В начале прошлого года были проблемы с казначейством, и по этому поводу я критиковал департамент финансов. Надо отдать должное, что в течение трёх месяцев была налажена работа с бюджетными организациями. Впервые бюджетные расходы на здравоохранение исполнены на 96 - 98%.
В минувшем году сделано то, чего вообще никогда не было в городском здравоохранении. Шесть больниц
(№ 5, 33, 40, 13, 39, 1) получили за счёт бюджета собственные электрические подстанции. Хирургия не может без этого существовать: когда отключается свет, то работу аппаратов искусственной вентиляции легких, наркозных и т. п. приходится поддерживать вручную.
Не могу не отметить крайне важную программу “Экстренная медицинская помощь”. В рамках её приёмные отделения больниц получили новое оборудование.
Больше средств на экологию
Председатель комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике Ирина СЕМАШКО:
- ПерваЯ редакция бюджета была принята ещё в декабре 2005 года с параметрами: 8,25 миллиарда рублей - доходная часть, 8,82 - расходы. Соответственно полмиллиарда - дефицит бюджета. В течение 2006 года восемь раз в бюджет вносились изменения. Это нормально (в бюджет 2005 года изменения вносились семь раз). Последний вариант городского бюджета уже был профицитным: 10,56 миллиарда рублей - доходы бюджета, 10,53 - расходная часть. По исполнению бюджет перевыполнен по доходам - собрано 11,12 миллиарда рублей - и совсем немного (в целом на 3 процента) недовыполнен по расходам, которые составили 10,19 миллиарда рублей. Значительный, свыше 900 миллионов рублей, размер профицита связан в первую очередь с реализацией принятого Госдумой ФЗ № 94.
Отрадно наблюдать позитивную динамику увеличения от года к году кассовых расходов городского бюджета. Вспомним, 2005 год прибавил к предыдущему 18,53 процента, а 2006-й к 2005-му - 24,5. Расходы на охрану окружающей среды возросли втрое. Это очень хорошо и жизненно важно для нашего промышленного города, особенно для заречной части.
Отсутствие необходимости привлекать заёмные источники, сокращение вдвое муниципального долга, направление части профицита на погашение ранее полученных кредитов - это всё весьма отрадные экономические явления 2006 года.
Мэрии ещё работать и работать...
Член комиссии по городскому хозяйству Вадим Агафонов:
- Отчёт Вадима Булавинова профессиональный, взвешенный, продуманный. Всё понятно и аргументированно. За последний год администрация города вышла на хороший уровень работы. Уменьшилась кредиторская задолженность, а бюджет впервые стал профицитным. Значит, мэрия стала грамотно распоряжаться финансами.
Вместе с этим не все статьи бюджета были реализованы. Связано это прежде всего с тем, что не вовремя проводились конкурсы, были задержки с подготовкой проектно-сметной документации. По этой части нашей администрации ещё работать и работать.
Одного миллиарда мало
Председатель комиссии по транспорту и связи Алексей Гойхман:
- ВПЕРВЫЕ у нас появился профицит. С 2006 года остались деньги на 2007 год. Это, безусловно, шаг вперёд, можно сказать, переломный момент в истории города. Но вместе с тем депутатам городской Думы вновь приходилось перераспределять средства на те или иные цели.
Но надо понимать, что даже тот миллиард рублей, который остался с прошлого года, не способен решить большинство проблем. Городу необходимо в десятки раз больше. Только в этом случае мы сможем приблизиться к таким городам, как Москва и Санкт-Петербург.
Доверяй, но проверяй
Депутат Елена Горбунова:
- В принципе по исполнению бюджета поработали неплохо. Но минусы всё же есть. Не был полностью выполнен пункт по капитальному ремонту. Я считаю, что здесь не совсем грамотно сработали муниципальные образования: не послали в городские органы казначейства вовремя необходимую сметную документацию - денег не получили. По некоторым объектам работы перенесены на этот год. К примеру, в 2006 году планировалось начать строительство четырёх спортивных комплексов - в результате нет ни одного. Вот только в Канавинском районе к 1 июня откроют стадион. До сих пор не продвинулись дальше нулевого цикла в Сормовском спорткомплексе.
Согласно отчёту главы города по исполнению бюджета мы имеем неплохую среднюю цифру в 98 процентов. Это так, если считать и те платёжные поручения, которые проходили уже в январе 2007 года.
Кроме того, было много нареканий по поводу качества ремонта, особенно если говорить о дорогах. Например, на улице Горной произвели замечательный капитальный ремонт, потом обнаружилось, что коммунальные службы забыли провести какую-то трубу. В итоге снова всё перекопали.
Есть претензии к низкому качеству ремонта кровель, подъездов, крыш. Бывает, что мы нанимаем неспециалистов. Я считаю, что нужно очень серьёзно проверять те фирмы и организации, которые претендуют на проведение ремонтных работ. В реальности нам не только не дают гарантий, но подчас и спрашивать не с кого.
Страдает медицина - население жалуется, что в муниципальных поликлиниках и больницах всё больше и больше платных услуг. И это несмотря на то, что мы повышаем зарплату терапевтам.
Я считаю, что финансирование идёт в достаточном количестве, а много вопросов возникает потому, что на местах нет грамотных руководителей. Должен быть жёсткий контроль со стороны городской администрации. Кроме того, каждый житель должен не только возмущаться, а чётко отслеживать нарушения и сотрудничать с администрацией. Мы должны себя чувствовать хозяевами нашего города и с большей ответственностью относиться к этому.
Благоустройством нужно заниматься
Председатель комиссии по законности, правопорядку, регламенту и депутатской этике Владимир Шанин:
- Я лично позитивно оцениваю работу главы города Вадима Булавинова. Вижу, как он старается, ищет новые решения, как строго спрашивает за порученное дело со своих подчинённых. Утром и вечером, после работы он частенько объезжает город, чтобы посмотреть, как убраны улицы, все ли горят фонари.
Многие уже забыли, что ещё несколько лет назад Нижний Новгород тонул во мраке. Сейчас В. Булавинов добился, чтобы светло было практически везде. И жители видят его старания, и он чувствует поддержку людей. Но работы ещё непочатый край.
В первую очередь - благоустройство. Благоустройством нужно заниматься не только во время месячника к праздничным и знаменательным датам. Это постоянная, кропотливая, ежедневная работа. А у нас даже Правила благоустройства временные.
Мы только вносим в них изменения, а нужно принимать новый серьёзный полный документ, в котором будут прописаны и Правила охраны и содержания зелёных насаждений в городе, и Правила содержания и выгула домашних животных, и жёсткие требования к качеству дорог…
Качество - это ещё одна важная проблема. Объёмы ремонта дорог, крыш, подъездов и дворов постоянно растут. Теперь нужно добиться, чтобы количество перешло в хорошее качество работ. И если проблемы благоустройства Нижнего Новгорода будут решены, мы будем ещё больше гордиться городом, в котором живём.
Но надо понимать, что глава один не решит проблему чистоты города, и к каждому жителю дворника не приставишь. Мы все должны изменить своё отношение к этому, и тогда у нас всё получится.
Позитивные изменения налицо
Председатель комиссии по развитию города, строительству и архитектуре Олег Валентинович Сорокин:
- Отчёт мэра Вадима Булавинова был достаточно содержателен. Позитивные изменения в жизни города налицо. Но это если сравнивать день вчерашний Нижнего Новгорода с днём сегодняшним. Если же смотреть, как развиваются другие города России, то очевидно - Нижний Новгород значительно отстаёт.
Мне как депутату и предпринимателю обидно, что город утратил статус третьей столицы. Сейчас нас, кроме самих нижегородцев, так никто не называет. По показателям экономического и социального развития Нижний Новгород находится в конце первой десятки городов России.
У Нижнего Новгорода одно из лучших в России географических положений. Мы обладаем огромным научным и промышленным потенциалом. Но наш аэропорт до сих пор, к нашему стыду, напоминает придорожную шашлычную. В Нижнем Новгороде нет ни одной пятизвёздочной гостиницы, ни одного конгресс-центра, ни одного концертного зала или стадиона, пригодного для проведения мероприятий общероссийского масштаба.
Огромное количество ветхого фонда в центре города. Программу по его расселению благополучно провалили, и никто из чиновников за это не ответил. Внешний вид города тоже оставляет желать лучшего.
Мы говорим о маленьком бюджете города, но в то же время Нижний Новгород не самый привлекательный для инвесторов регион. Деньги идут в Казань, Самару, Сочи, Краснодар, а уж потом в Нижний.
Причин сложившегося положения несколько. В первую очередь это политические дрязги, которые наблюдались между различными ветвями власти ещё несколько лет назад (мэр - городская Дума, мэр - губернатор, губернатор - ОЗС и т. д.). Это не могло не сказаться на экономике города. Обидно, что, являясь столицей ПФО и имея в прошлом полпреда-земляка, мы не смогли стать столицей в полном объёме.
Я бы сегодня говорил не о том, что должно быть сделано в 2007 - 2008 гг., а об объединении усилий областной, городской властей, представителей бизнеса и написании программы, где было бы чётко изложено, что мы должны сделать, чтобы вернуть себе статус третьей столицы. И за эту программу кто-то должен персонально отвечать. Тогда у нас есть шанс.
Инвестиции по адресу
Член постоянной комиссии городской Думы по развитию города, строительству и архитектуре Дмитрий Кузин:
- Мне бы хотелось остановиться на анализе адресной инвестиционной программы. Сравнивая объёмы адресной инвестиционной программы за последние три года, мы видим значительный рост капиталовложений - с 371 миллиона рублей в 2004 году до 1350 миллионов рублей в 2006-м. Это значит, что за эти два года для жителей города сделано в четыре раза больше.
Адресная инвестиционная программа в достаточной степени сбалансирована по различным отраслям. На развитие жилищного хозяйства она предусматривает 10% средств, национальной экономики - 16%, образования - 10%, здравоохранения - 10%, физкультуры и спорта - 4%.
Если брать по отраслям строительства, то мы видим, что в 2004 году строительство и проектирование велись всего на 4 домах. На сегодняшний день мы имеем 23 жилых дома в различной стадии строительства или подготовки к нему. И потому в 2007 году будет совершенно другая картина ввода жилья за счёт городского бюджета и адресной инвестиционной программы.
Немаловажный момент - социальная направленность программы. Хочется также отметить факт выполнения адресной инвестиционной программы в образовании, здравоохранении, культуре и спорте. Мы услышали в отчёте и знаем по сути, что начато строительство двух школ на улицах Федосеенко и Родионова. Завершается проектирование школы в микрорайоне Бурнаковский.
В значительной степени исполнена программа по отрасли “Здравоохранение”, где проведены серьёзные работы в больницах № 33, 39, 40, введён пристрой к больнице № 30.
Но это не значит, что адресная инвестиционная программа в Нижнем Новгороде идеальна и её концепцию не нужно дорабатывать. Хотелось бы, чтобы в текущем году в ней появилось такое направление, как развитие территорий.
Образование «победило» даже ЖКХ
Председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и спорту Ольга Шумакова:
- Показатели по образованию, культуре и спорту доходят до 100%. Радует, что в прошлом году образование привлекло внимание депутатов гораздо больше, чем даже ЖКХ. За 12 лет моей работы такой большой удельный вес у этой сферы впервые.
Был сделан скачок по капитальному ремонту - мы смогли привести в порядок много школ, детских садов, добрались наконец-то до детских клубов, до которых так давно руки не доходили. Теперь у наших детей появились новые спортивные площадки. Закуплено новое оборудование для школ.
Минусы, конечно, тоже есть. Идеального ничего не бывает. Если 2006 год стал ударным для образования, то были проблемы по жилищному строительству, здравоохранению. Нужно приводить в порядок поликлиники, больницы. Грустно, что в Нижнем Новгороде смертность превышает рождаемость, в то время как многие города-миллионники ПФО уже сравняли эти показатели. И в этом направлении мы будем работать.
Кроме того, займёмся библиотечным фондом - на эти нужды городская администрация согласилась выделить 2 миллиона рублей. Будем обновлять музыкальные школы, закупим инструменты, уже согласовано строительство новых художественных школ. Особое внимание нужно уделить работе подрядных организаций - было много вопросов, не всё сдавали в срок, страдало качество. Так что Вадим Евгеньевич на 2007 год строго-настрого запретил допускать до работы недобросовестных подрядчиков, которые не справились с объектами.
А главное - на последнем заседании городской Думы была утверждена программа “Молодёжь Нижнего Новгорода”, полномасштабный проект, который охватывает все стороны жизни молодого поколения. И мы как члены думской комиссии будем следить за реализацией этой программы.