Народ, который приезжает сюда из десятков хозяйств пяти окрестных районов, часами ждёт возможности сдать молоко.
Рынок распилили на части?
ДОЖДАТЬСЯ порой не получается. Молоко скисает, и селянам приходится сдавать свою продукцию за копейки как несортовую. Почему же возникают очереди? Может быть, на заводе платят сумасшедшие деньги? Нет, за литр всего лишь
5 рублей 80 копеек - цена по нынешним меркам почти бросовая. Если так работать, рентабельность среднестатистического хозяйства составит около 0 процентов. В лучшем случае.
Оказывается, народ стоит в очереди просто потому, что молоко, кроме частного завода, везти больше некуда. В Нижнем Новгороде сельхозпроизводителей просто отфутболили, наотрез отказавшись принимать у них молоко - об этом говорится в жалобе заместителя главы администрации Павловского района по сельскому хозяйству Юрия Вольнова, написанной на имя министра АПК Нижегородской области Леонида Седова: “В настоящее время основными поставщиками молока на Павловский молокозавод являются все хозяйства Павловского района, а также хозяйства Богородского, Ардатовского, Вачского и Сосновского районов. В среднем в день на переработку на Павловский молокозавод поступает более 80 тонн молока.
Чтобы получить более выгодную цену на молоко, сельхозпредприятия Павловского района пытались поставлять продукцию на молокозаводы Нижнего Новгорода. Однако они отказались принимать молоко от наших хозяйств, мотивируя это тем, что всё молоко, производимое в области, распределено между молокозаводами и нарушать данный график они не собираются. Следовательно, напрашивается вывод о сговоре между молокозаводами о разделе рынка и установке цен”.
Действительно, цены на молоко, да и вообще на сельхозпродукцию ведут себя в этом году странным образом. В мае на том же Павловском молокозаводе, как и ряде других предприятий области, они оказались даже ниже, чем в прошлом году. Как будто не было инфляции, очередного повышения цен на ГСМ и электроэнергию, которые из года в год добивают наше сельское хозяйство.
Директор Павловского молокозавода Ольга Сергеенкова факт какого-либо сговора переработчиков молока отрицает. Это и понятно: ни один собственник в таких вещах не признается. Иначе жёстких санкций со стороны антимонопольщиков не избежать.
Игры по-крупному
О НЕПОРЯДКАХ на пищевом и, в частности, молочном рынках хорошо знают и в министерстве АПК. Однако видение проблемы здесь несколько отличается от взгляда с мест.
- Ситуация не так проста, как кажется, - рассказывает заместитель министра АПК Нижегородской области по организации сельхозпроизводства Александр Абрамов. - Сговора молокозаводов сегодня, совершенно точно могу сказать, нет. Раньше, ещё при губернаторе Ходыреве, отдельные попытки были. Но мы им быстро положили конец. Просто собрали людей, объяснили, урезонили. Подействовало. С властью никто ссориться не захотел.
Но сейчас ситуация на рынке несколько иная. С приходом крупного московского торгового капитала между перерабатывающими пред-
приятиями (теми же молокозаводами) и розничной сетью образовалась ещё одна прослойка из так называемых сетевых компаний, которые контролируют крупные супермаркеты. Сетевики занимаются оптовыми закупками продовольствия у наших перерабатывающих предприятий. На нижегородском рынке таких оптовиков всего 12. И вот здесь-то и возникает возможность сговора и искусственного занижения цен. В итоге страдают и переработчики, и тем более сельхозпроизводители, которых параллельно душат постоянно скачущие цены на энергоносители. А сливки, по существу, снимает тот, кто ничего не производит, а просто подмял под себя розничную сеть.
О чем говорил губернатор
Получается, что концентрация розницы в супермаркетах, которая сегодня бешеными темпами происходит в Нижегородской области, не есть стопроцентное благо. Обратная сторона медали - опасность подрыва экономики области. Это, по большому счёту, и происходит. На фоне общего подъёма сельское хозяйство у нас не может подняться с колен. Более того, в первом полугодии в нём отмечен спад на 1,9 процента.
Особенно непростая ситуация сложилась в животноводстве. Поголовье скота только в 2005 году сократилось более чем на 10 тысяч и составляло 123,9 тысячи голов. Режут селяне скот, режут. Соответственно падает и производство молочных продуктов. Очень высоким остается и число убыточных предприятий.
О беспределе крупного торгового капитала (преимущественно не нижегородского происхождения) у нас сегодня как-то не принято особенно распространяться. Однако говорят, что не так давно губернатор Валерий Шанцев специально собирал за закрытыми дверями всех крупных сетевиков. О чём шла речь на совещании, не совсем ясно. Возможно, глава области пытался вразумить оптовиков и популярно объяснить им, что негоже рубить сук, на котором они сидят.
ПОЗИЦИЯ
Председатель СПК “Новый мир” Владимир Полуянов:
- Если так и дальше будет продолжаться, то животноводство в области просто
погибнет. Уже сегодня мы работаем с нулевой прибылью, а к концу года, уверен,
будем в убытке. Еще год-два, и мне скорее всего придётся закрывать ферму, а
коров сдавать на мясо. А ведь именно животноводство даёт самое большое
количество рабочих мест на селе. Сейчас у меня в хозяйстве работают 240
человек. Если я повешу замок на ферму и полностью перейду на зерно, то обойдусь
пятнадцатью. Куда пойдут остальные? Пьянствовать? Или на чужбину гастарбайтерами?
КСТАТИ
Как нам сообщили в отделе антимонопольного контроля УФАС по Нижегородской
области, пока к ним заявлений по поводу монопольного сговора оптовиков на пищевом
рынке не поступало.
Фото Елены АЛЁНИНОЙ