Примерное время чтения: 5 минут
956

У нижегородцев до сих пор пользуются популярностью валенки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/12/2012
Фото АиФ-НН

Нижний Новгород, 14 декабря - АиФ-НН

Всё дело в шляпах

Использовать войлок в быту люди начали несколько столетий назад. Материал был универсальным: из него делали ковры, одежду, головные уборы и, конечно же, обувь.

Первые валенки появились в Сибири в конце XVIII века. В европейскую часть России они проникли в начале XIX века. Их носили по праздникам зажиточные крестьяне. В конце XIX - начале XX века валяная обувь стала доступна широкому слою людей.

- В Нижегородской области первые валенки появились в конце XVIII века в Семёновском уезде. По легенде, валяльное производство освоил некий крестьянин Болотцев из деревни Ситниково, - рассказывает Юлия БОГДАНОВА, научный сотрудник музея истории художественных промыслов Нижегородской области. - Появлению промысла способствовали старообрядцы, поселившиеся в этих местах в 60-е годы XVII века. Они делали войлок из шерсти овец и коров, а затем валяли шляпы. Промысел просуществовал до середины XIX века, пока не произошёл промышленный переворот и не появился более дешёвый вариант головных уборов - картуз.

Несмотря на то что шляпы вышли из моды и их перестали носить, валяльное дело не пропало. Мастера быстро сориентировались в новых условиях и начали делать обувь. Первые её образцы были похожи на туфли или галоши. Ходить в них было холодно, поэтому к ним стали пришивать голенища, сваленные отдельно. И лишь многими десятилетиями позже научились делать цельные валенки.

Валяльных дел мастера

В XIX веке производство валенок получило большое распространение. Особенно популярным промысел был на севере - на территории современных Борского, Ковернинского, Воскресенского, Арзамасского, Богородского районов. Кустарей, работавших на себя, самостоятельно, было мало. Основная масса работала на хозяина в его или в своём помещении. В начале XIX века в Семёновском уезде было 189 валяных изб, а в конце - уже больше 1200. Дело обычно начиналось с небольшого заводика, на котором работало от 6 до 25 человек.

Кстати
Своими глазами увидеть старинные валенки, а также образцы валяной одежды, головных уборов и украшений сейчас можно в музее истории художественных промыслов Нижегородской области. На специальной выставке представлены экспонаты из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника - фабричные изделия 20-30-х годов XX века.

Среди промышленников, занимавшихся созданием валенок, особенно выделялся род Седловых. В начале века братья Седловы, Лаврентий и Ефим, приехали в деревню Пикинскую Юрасовской волости. Сначала были перекупщиками: скупали у кустарей валенки, продавали в Нижнем Новгороде. Сколотив капитал, в 1831 году построили фабрику, наняли на работу 200 крестьян из окрестных деревень. Сами Седловы были неутомимыми тружениками, работали с утра до вечера. Фабрика росла и развивалась, а вместе с ней расширялся и ассортимент: завод выпускал туфли, дамские ботинки, украшенные тесьмой, сапоги, галоши. На Нижегородской ярмарке у Седловых был свой магазин: он располагался прямо у собора Александра Невского. За валенками от Седловых выстраивались очереди…

Главное - из печки достать!

Процесс производства валенок был трудоёмким. Сначала стригли шерсть: как правило, использовали натуральную овечью. Затем её щипали (то есть очищали от мусора), сушили на печи и разрыхляли с помощью несложных приспособлений - лучка, бойка и решётки. Лучком называли деревянный круглый шест, к одному концу которого была прикреплена дощечка - «кобылка». В верхнем конце её имелся желобок, куда укладывали струну. Кусок дерева из древесины яблони с отверстием для руки в верхней части и зарубкой в нижней, назывался бойком. Шерсть рыхлили на решётке из деревянных планок таким образом: ударяли бойком по струне из овечьих кишок, она начинала колебаться и ударять по клочкам шерсти, разделяя их на отдельные волокна и превращая в пух.

Подготовив шерсть, мастер приступал к изготовлению основы. Клал на стол широкую доску, поверх неё настилал тканое полотно. Заготовку из шерсти - платку (верхний наружный слой обуви) - прикрывал полотном и катал, соединяя её края. В результате получался шерстяной носок в 2-3 раза больше, чем будущий валенок. Его стирали в бане или в специальном помещении - стирне. Замачивали в котле с кипятком, вытаскивали специальным ухватом и катали, предавая нужную форму.

- Затем валенки насаживали на специальные колодки и сушили. Например, в печке, - говорит Ю. Богданова. - Мой дедушка, который тоже занимался валянием, рассказывал мне, как однажды он с вечера поставил готовые валенки в печь. С утра в доме все проснулись, начали растапливать печку. Про валенки благополучно забыли. И результаты тяжёлого дедушкиного труда сгорели. Догадываюсь, какие у него были эмоции…

Со стразами и с узорами

Валенки оставались незаменимой зимней обувью до самой середины XX века. Тогда их популярность постепенно начала сходить на нет: на смену валенкам пришла кожаная обувь. 

Валянием занимались редкие мастера, преимущественно в сёлах и деревнях. Однако в начале XXI века традиция валяния обуви получила новую жизнь. В наши дни из грубоватой деревенской обуви валенки превратились в стильный аксессуар: сегодня их раскрашивают, украшают цветочными узорами, орнаментами, вышивают стразами, пайетками… А это значит, валенки ещё долго не уйдут в прошлое.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно