Выделиться хотят все
Аэрография стала популярна среди рядовых нижегородцев почти тогда же, когда у всех появились сотовые телефоны. Нужно было выделиться, щегольнуть не только дорогой моделькой, но и её внешним видом. Так обычный серый аппарат обрастал хохломой или превращался в мини-полотно «а-ля Репин». Вскоре нижегородцы посостоятельнее стали заказывать «раскраску» своим более дорогим любимцам - и по городу поехали автомобили, украшенные тонкими, необычными рисунками. На Западе это старая традиция.
- Теперь немало подростков и взрослых, которые просят оформить их спортивный инвентарь - сноуборды, шлемы, горные лыжи и так далее, - рассказывает Евгений Батырев, художник, занимающийся аэрографией порядка 10 лет. - Есть люди, которым хочется чего-то нового каждый сезон. Есть, к примеру, команда профессиональных спортсменов-экстремалов, у которых стиль оформления продиктован брендом компании-спонсора. Есть новички, которым хочется что-нибудь особенное. Выделиться хочется всем.
Из самых необычных спортивных вещей художнику приходилось раскрашивать кофту-олимпийку. При этом, чтобы сохранить рисунок и в то же время не превратить ткань в камень, приходилось следить за тем, чтобы краски было достаточно, чтобы она не отвалилась после первой стирки, но и не так много, чтобы ткань намокла.
Снять "шкурку", покрыть лаком
Технология оформления предмета аэрографией примерно одинаковая. Варьируется ряд средств, которые используются для обработки поверхности, нанесения и защиты рисунка.
- Если мы говорим о металле, то, к примеру, на машинах всегда есть защитный лак, который в несколько этапов снимается абразивами, чтобы в итоге получилась матовая поверхность, - рассказывает художник. - Она выравнивается, грунтуется, снова выравнивается и только затем наносится рисунок. В целях защиты рисунок покрывают несколькими слоями лака. И картинка выглядит ярче.
Пластик, если говорить о сноубордах и лыжах, обрабатывается специальным растворителем, который подходит к этому типу материала. Финальный этап - сушка окрашенной и покрытой лаком вещи в специальной сушильной камере (такая всегда есть в автосалонах), чтобы краска и лак до конца высохли.
- К сожалению, в отличие от автомобилей, аэрография на спортивном инвентаре - вещь недолговечная, - считает Евгений. - Поверхность сноуборда, скейта находится в постоянном контакте с агрессивной средой - снегом, песком или землёй.
Голая натура или зверюшки
Как ни удивительно, спектр тем для оформления спортивных принадлежностей довольно узок и банален. Чаще всего просят нарисовать огонь, голую натуру или зверюшек (котиков, щеночков и так далее).
- Если сюжета в рисунке нет или он довольно обычный, стремишься сделать его необычным за счёт детализации, техники, - объясняет Евгений. - Необычные, интересные заказы - когда надо оформить предмет сложной формы. В неё нужно «вписать» рисунок так, чтобы он смотрелся и был узнаваем; был пропорционален доске, лыже, шлему.
Шлем разрисовывать особенно сложно. У него круглая, немного вытянутая форма, защитный «щиток», отверстия для ремней, которые легко испортят картинку. К примеру, если человек хочет шлем превратить в череп, то шлем нужно «обтянуть» так, чтобы он был похож на череп со всех сторон. Часто просят «раскрасить» велосипедную раму. Самый подходящий рисунок в этом случае - сложный, яркий орнамент.
- Аэрография на спортинвентаре - работа кропотливая и неблагодарная: много возни, а выхлоп небольшой. К примеру, на оформление шлема уходит порядка трёх дней. Сохнет краска, готовишь поверхность, бывает, просто «не прёт». Не нравится - снова стираешь… - говорит художник.
- Самая удобная поверхность для «новой жизни» - у доски для сноубординга. На ней есть где развернуться, - улыбается Е. Батырев. - Жаль, что живёт такой «кусок искусства» совсем недолго…