Примерное время чтения: 4 минуты
606

Цианотипия - мир в синей гамме

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 17/11/2010

Персональная выставка «Притяжение синего, или Чудеса цианотипии» - дебют нижегородской фотохудожницы Евгении Шливко. Её экспозиция - серия необычных сюжетов в сказочной синей гамме с использованием самой старой фотографической техники - цианотипии.

«Научная» фотография

Слово «цианотипия» состоит из двух латинских корней: «циано» - синий - и «типия» - отпечаток. Цианотипия - способ печати фотографий, придуманный Джоном Гершелем, английским учёным, почти 150 лет назад. В 1842 году Гершель открыл светочувствительность солей железа, в результате химической реакции дающих необычный синий цвет.

Изначально цианотипия использовалась в чисто научных целях, а фотохудожники относились к ней снисходительно. Удивительно, что в век адронного коллайдера и вживляемых чипов среди фотографов, искушённых техническими новинками, цианотипия неожиданно снова стала популярна.

- Цианотипия - очень художественный процесс, потому что каждый отпечаток уникален: его невозможно повторить ни при каких условиях, - говорит Евгения Шливко. - Привлекает и то, что работаешь с натуральными материалами: акварельной бумагой, химреактивами. Фотография от начала и до конца сделана своими руками.

Поскольку способ печати фотографий контактный, снимки предварительно обрабатываются, «подгоняются» по размеру 1:1. Маленькая плёнка при помощи компьютера сканируется и увеличивается, а цифровое изображение переводится в негатив. Сам отпечаток получается при соприкосновении негатива и бумаги, обработанной специальным раствором.

- К сожалению или к счастью, сегодня качественные «синие» изображения без хорошей техники не получаются, - считает фотохудожник.

Чайные снимки

С первого взгляда цианотипные отпечатки напоминают акварели, только с ограниченной гаммой: сине-голубые (цвет называется «берлинская лазурь»), переходящие в сине-чёрный. Кажется, что это тонкий чёткий рисунок кистью, но никак не фотография.

- Цианотипия почти всегда даёт цвет одного и того же оттенка, - рассказывает Евгения Шливко . - Насыщенность или бледность цвета зависят от дополнительных компонентов, которые добавляются при создании отпечатков, а также времени экспонирования.

Фотохудожник признаётся, что практически никогда не оставляет рисунки классически синими и всегда играет с цветом. Свои работы она тонировала танином, дубовой корой, а также… чаем - чёрным, мате или каркаде. Так появляются черничный, чернильный оттенок и даже сепия. Большую роль играет и бумага, видов которой множество.

- Цианотипия - настоящий простор для творчества, - считает фотохудожник. - Процесс настолько увлекает, что не замечаешь, как проходит время.

Несмотря на простоту печати и ограниченный перечень требуемых компонентов, создание одного фото занимает в общей сложности день. На печать сорока изображений, отобранных Евгенией для выставки, понадобилось несколько месяцев.

- Когда-то, ещё школьницей, я заходила к папе в фотолабораторию, где он печатал чёрно-белые снимки, - вспоминает Евгения. - Теперь у меня есть своя мастерская.

Terra incognita

«Притяжение синего» - это натюрморты и портреты, пейзажи и сюжетные снимки, - загадочный мир в морской гамме. Это чёткие штрихи и плавные линии, незаметные переходы оттенков. Ни в одном из снимков Шливко нет участия фотошопа. Это полуфотографии-полукартины, и про них ни за что не скажешь «нашлёпали». Пусть фотографы-ретрограды ворчат на осваивающих цифровики новаторов. Ремесленничество с его тщательным «вытачиванием» элементов и, что важно, мастерскими, полными склянок и ванночек, стопок плотной желтоватой бумаги, волшебным превращением пустоты в кусочек мира - всё это есть, это живо и это очень нужно. «Синие» фотографии, каждая из которых так же уникальна, как снежинка, в тысячу раз дороже обычного снимка.

- Многие мои знакомые о цианотипии услышали впервые, - улыбается фотохудожница. - И несмотря на то что сейчас исключительно «синими» снимками занимается немало фотографов, цианотипия - это редкость. И пока она редкость, terra incognita для нового века, я буду ей заниматься.

Фотовыставка работает в Русском музее фотографии до 30 ноября. Затем работы нижегородской художницы будут экспонированы в Москве.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно