Нижний Новгород, 24 октября - АиФ-НН. Возможно ли в России создание новой «команды молодости». И нужна ли она современным россиянам?
«Ты лично отвечал за всё»
Для многих бывших комсомольцев это настоящее событие, повод вспомнить молодость.
- Быть комсомольцем считалось очень почётным, - рассказывает 91-летний житель Володарского района Михаил Александрович Соляной (в 18 лет он был избран вторым секретарём райкома комсомола Апанасенковского района Ставропольского края). - Вступали в организацию исключительно по желанию, а никак не из-под палки.
Михаил Александрович с удовольствием вспоминает былые комсомольские годы - как сельская молодёжь собственными руками выкопала два пруда, чтобы купаться в чистой воде. Сделали футбольное поле, чтобы проводить матчи. Для этого они не искали спонсоров, не выигрывали грантов. Те, кто остался после школы в родной деревне, создали комсомольскую бригаду и выходили сплочённо на колхозные поля. А по вечерам устраивали танцы…
- Стать комсомольцем ещё в школе было очень престижно, - рассказывает Наталья Хохрина, ветеран комсомола более поздних времён. - Если ты организовал турслёт, праздник, ты понимал, что это твоё, и ты лично отвечал за всё. Комсомол давал молодёжи большой организаторский опыт. На бесплатной работе: субботниках, сборах металлолома, макулатуры, встречах, праздниках для ветеранов войны - ребята получали бесценные навыки, которые потом, уже в перестройку, помогали им организовать собственное дело, стать успешными коммерсантами.
- Тогда мы все, с малышни до взрослых, были при деле и были все вместе, - продолжает Наталья Хохрина. - В студенческих стройотрядах ездили по всей стране; к 1 мая, 7 ноября вместе убирали улицы. Было чувство гордости, что всё это - твоё, и ты это берёг.
«Хуже, чем сектанство»?
Нижегородские подростки воспринимают слово «комсомол» сквозь призму родительских воспоминаний и собственные стереотипы, связанные с полузабытыми словами «партия», «Ленин», «Советский Союз». Попытки возродить комсомольскую организацию в постперестроечное время принимались неоднократно: и на федеральном, и на местном уровне. Но такого масштаба, как был когда-то, ни одна из них не достигала. Почему?
- «Наши», «не наши», «зелёные», «коммунисты»… Я всякие эти молодежные движения очень не люблю, - делится с нами старшеклассница Саша Медведева. - Может, потому, что на ум сразу приходят отдельные личности, и мне кажется, что членство где-нибудь - хуже, чем сектантство.
- Главная задача нашей организации - развитие лидерского потенциала, - говорит член локального комитета международной некоммерческой неполитической молодёжной организации в Нижнем Новгороде Анастасия Майорова. - Мы выезжаем за границу работать в детских загородных лагерях или школах - рассказываем детям о России. Главное условие было знание английского языка и отсутствие судимости. В Нижнем ребята принимают своих заграничных коллег. В планах - профессиональный обмен.
Как признаётся Анастасия, с комсомолом их организацию многое объединяет. Так же как и десятки лет назад, члены этой организации работают за идею, не получая ни копейки.
К сожалению, некоторые современные молодёжные организации, по мнению их бывших членов, напоминают мыльный пузырь.
- Я была членом одной из молодёжных организаций, разделяющих взгляды действующей власти, - рассказывает студентка одного из нижегородских вузов Екатерина.- Наши лидеры приезжали на мероприятия на дорогих иномарках, толкая с тухлыми глазами страстные речи о равенстве и братстве. На городские мероприятия нас одевали, как инкубатор, в футболки с символикой организации, указывая чёткий алгоритм действий. В общем, скучно…
Аналога нет!
Татьяна ЛЕБЕДЕВА, координатор проекта «Нижегородская Служба Добровольцев», считает, что аналога комсомолу до сих пор нет:
- Сейчас вовсю прославляются индивидуализм и успешность. В большинстве случаев современному молодому человеку не хватает чувства общности с другими людьми, сопереживания, которое помогает человеку чувствовать себя нужным. Даже помогать в принципе стало как-то не принято, это почти стыдно. Добровольчество в нашей стране - это скорее исключение, чем правило.