В минувшее воскресенье страну потрясла трагедия - на Волге, на Куйбушевском водохранилище, средь бела дня за какие-то минуты утонуло судно с сотней пассажирами на борту. И все нижегородцы сразу задались вопросами: в каком состоянии суда, эксплуатируемые на Волге? И насколько опасны сейчас речные круизы?
Только без паники
Начало этой недели в нижегородских турфирмах, торгующих путёвками на речные круизы, выдалось жарким. Горожане, до трагедии купившие тур по Волге-матушке, с раннего утра понедельника обрывали телефоны. Но турфирмы в массовых отказах журналистам не признаются.
- Отказов от ранее забронированных туров не было, - утверждают их представители.
В Нижнем перевозкой пассажиров по рекам на дальние расстояния занимаются 3 фирмы. Во всех нас заверили, что дизель-электроходов, подобных затонувшей «Булгарии», у них нет. От нижегородского порта отчаливают «сравнительно молодые» 2-,3- и 4-палубные теплоходы постройки 1980-х годов. Как поясняют специалисты, это для речных судов не возраст, их вполне можно эксплуатировать минимум 40 лет.
Речным старожилом оказался «Омик», курсирующий из Нижнего на Бор.
- Это судно постоянно проходит проверки и эксплуатируется под пристальным контролем, - заверила руководитель пресс-службы ОАО «Волжское пароходство» Наталья Виноградова.
В кассах речного вокзала тоже неспокойно.
- Люди волнуются, спрашивают о технической исправности судов, но всё равно покупают билеты, - говорят кассиры.
В понедельник свободных мест на прогулочных теплоходах почти не было!
Плаваем по праву
Причины катастрофы в Татарстане установит следствие. Но наши речники теряются в догадках: как могли вообще выпустить в рейс злополучную «Булгарию»?
- Перед каждым рейсом состояние днища проверять никто не будет, - уверен инженер-проектировщик судов Евгений Фальмонов. - Но комплексная проверка судна, в том числе и состояние корпуса, всегда проводится перед началом навигации.
Ежегодно Верхне-Волжский филиал Российского речного регистра выдаёт судам свидетельство на право плавания.
- В Нижнем очень строгий порядок выдачи подобных свидетельств, - продолжает генеральный директор туркомпании Дмитрий Галкин. - Кроме того, практически в каждом порту проводятся внеплановые проверки Ространснадзора. Так что мы постоянно начеку!
На Волге нет предателей!
Пострадавшие с «Булгарии» уверяют, что мимо барахтающихся в воде людей равнодушно проплыли два грузовых судна. Не наши ли? Речники в один голос уверяют:
- Ни один экипаж не мог проплыть мимо тонущих людей! Как правило, штурманы и капитаны смотрят вперёд. Вероятнее всего, суда шли на значительном удалении от места крушения и просто не видели людей.
Как заверили в ОАО «Волжское пароходство», это были не нижегородские суда.
Что ждёт пассажирский флот через несколько лет?
Речники разводят руками.
- Строить новые 2-3- палубные суда по старым проектам нерентабельно, - поясняет Евгений Фальмонов. - Нужны принципиально новые суда, а их разработкой и строительством почти никто не занимается.
Сенсацией для Нижегородской области обещает стать спуск на воду единственного за два десятка лет пассажирского теплохода, строящегося в Городце по заказу частной компании.
А новомодные маломерные суда на воздушных по-душках, которые недавно появились на Волге, не заменят круизные теплоходы.