Примерное время чтения: 7 минут
1056

«Бей – потом плати?». Европа не оценила правосудие по-нижегородски

Эльфия Гарипова / АиФ

«Я могу тебя убить – и мне ничего не будет»

О деле автозаводца Сергея Ляпина, который шесть лет назад подвергся пыткам тогда еще в милиции, за что Европейский суд по правам человека присудил ему компенсацию в размере 45000 евро, писали много. Чтобы прокормить большую семью, в которой недавно родился пятый ребенок,  Сергей Ляпин брался за любую работу. Узнав, что в поселке Ильиногорское Володарского района есть бесхозный металлолом, он решил собрать его для продажи.  На свою беду, около одного из гаражных массивов он привлек внимание сотрудников правоохранительных органов (тогда они назывались еще по-старому – милиционерами). Вот только на пути Сергея встретились отнюдь не добрые дяди Степы. Когда Сергей Ляпин пошел в правоохранителями в местный отдел внутренних дел, он не мог себе представить, что попадет в самый настоящий ад.

«Меня завели в комнату, и туда же вошел дежурный оперативник, - вспоминает Сергей. - Он не предъявил мне никаких обвинений, не снимал никаких показаний, а сразу приступил к пыткам, как заправский палач.Сначала он связал меня ремнем и прыгал на меня сверху. Потом утомился и сказал: «Это еще пока «абвер», а скоро и «гестапо» подъедет».

Сергей понял, что имел в виду его мучитель, когда через некоторое время приехал второй оперативник и его стали пытать, пропуская ток через руки, связанные ремнем. Ляпин от невыносимой боли несколько раз терял сознание. Когда он приходил в себя, то понимал, что во время «отключки» мучители в погонах его били ногами по ребрам и лицу.

Так продолжалось несколько часов. «Когда я спросил, за что они меня бьют, - говорит Сергей, - получил ответ: «Это тебе урок: не надо было лезть в наш район».

Ляпина особенно поразило, что садистам доставляло удовольствие мучить его. «Они, наверное, неплохо в школе физику изучили или делали это не в первый раз, - говорит Сергей, - потому говорили друг другу: «А давай его водой польем, чтобы ток лучше шел». Резвились, отнимали друг у друга ручку этой машинки с током. А один из них все бахвалился передо мной, что он «краповый берет» и может меня убить одним ударом, и ему за это ничего не будет.
Сергея Ляпина пытались заставить взять на себя несколько эпизодов краж, которые он не совершал, предварительно посадив его под арест на пять суток. Прямо из камеры доставили в травмпункт, а затем в больницу c термическими ожогами обеих кистей, ушибом грудной клетки, ушибом области шеи, сотрясением головного мозга.

Сергею Ляпину пришлось провести в больнице 45 дней, но полного восстановления здоровья он не чувствует до сих пор.

Сергей Ляпин на пресс-конференции. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Заграница нам поможет?

С помощью юристов Комитета Ляпин  подал жалобу на действия сотрудников милиции в следственные органы. По данным Комитета против пыток, в возбуждении уголовного дела по заявлению Ляпина следователи отказывали как минимум десять раз, и девять из десяти таких отказов были признаны незаконными. Затем правозащитники в интересах Сергея Ляпина подали жалобу в Европейский суд по правам человека.

В конце июля 2014 года Европейский суд вынес постановление по делу нижегородца Сергея Ляпина, признав факт пыток и установив, что следственные органы не провели адекватного расследования по этому факту. Потерпевший Ляпин должен по постановлению ЕСПЧ получить компенсацию в размере 45000 евро.

Обычно в делах по пыткам компенсация не превышает 15000-20000 евро. Но самое главное – то, что Европейский суд по правам человека выявил системную проблему, которая существует в российской практике и законодательстве. Эта проблема заключается в подмене возбужденного уголовного дела доследственными предварительными проверками.
Суд также выявил, что в российской практике на стадии предварительной проверки и сотрудники полиции, и подозреваемые дают так называемые объяснения, которые ничего общего с допросом не имеют. Причем эти объяснения не могут служить обвинением в даче ложных показаний. Попросту говоря, те же сотрудники правоохранительных органов могут писать в них все, что угодно.

Сергей Ляпин и Антон Рыжов, юрист МРОО «Комитет против пыток» Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«В том же деле Ляпина объяснения сотрудников отдела милиции были бы смехотворны, если бы не были такими печальными последствия, - рассуждает Антон Рыжов, юрист МРОО «Комитет против пыток». - Например, распухшие от термического ожога из-за пытки током руки Сергея, по словам правоохранителей, он получил, потому что «сидел всю ночь в камере на своих руках, отчего они распухли». А телесные повреждения  на лице Сергея он якобы сам себе натер курткой».
Европейский суд установил, что  следственные проверки проводились не в сроки, установленные российским законодательством, а гораздо дольше: вместо максимальных 30 суток – 1 год и восемь месяцев. И до сих пор никто не наказан за то, что человек, отец тогда пятерых детей, был подвергнут жестоким пыткам.

Сергей Ляпинруководитель отдела расследований нижегородского отделения МРОО «Комитет против пыток» Дмитрий Утукин Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

По мнению руководителя отдела расследований нижегородского отделения МРОО «Комитет против пыток» Дмитрия Утукина, сроки привлечения к уголовной ответственности по данному делу еще не истекли, и даже спустя шесть лет можно установить виновных в пытках, так как доказательства по делу не утрачены.

Есть надежда, что после удовлетворения иска Ляпина Европейским судом в нашей российской практике принцип «Бей-потом плати» существовать перестанет.

Через три месяца, если иск не будет обжалован сторонами, решение Европейского суда вступит  в силу, и Сергей Ляпин получит солидную компенсация. Для него, отца ныне уже семерых дочерей, эти деньги будут явно не лишними. Жаль только, что платить компенсацию вынуждено государство, то есть простые налогоплательщики.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно