Примерное время чтения: 5 минут
297

Соло с оркестром. «Быть на сцене - счастье»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 04/03/2015
Максим Емельянычев (слева) и Никита Борисоглебский
Максим Емельянычев (слева) и Никита Борисоглебский Из личного архива

26-летний Максим Емельянычев родился в Дзержинске в семье музыкантов. Сегодня уже лауреат различных конкурсов и фестивалей, он с удовольствием вспоминает, как отец играл в оркестре на трубе и часто брал совсем маленького сына на репетиции, на филармонические концерты. Потом была учёба в Нижегородской хоровой капелле мальчиков, в музыкальном колледже. Уже в 12 лет Максим впервые сам дирижировал оркестром. Сейчас Емельянычев - аспирант Московской консерватории.

Взмахом руки

«Сегодня в России можно получить хорошее музыкальное образование, уверен молодой дирижёр. - Особенно это касается высшего звена. Консерватории дают прекрасную школу, там начинают преподавать, учитывая современные веяния в исполнении старинной музыки. Но прививать любовь к музыке, безусловно, должны и родители, в том числе приводя детей на концерты классической музыки».

Максиму нравится быть и дирижёром, и исполнителем. Он серьёзно увлекается музыкой барокко и ренессанса, играет на клавесине, хаммерклавире и цинке. Такой выбор Максим объясняет любовью к романтичной музыке.

Современной публике и профессионалам интересно историческое исполнение произведений известных мастеров. Тот же Бах непревзойдённо звучит на инструментах своего времени. Максим Емельянычев практически не использует дирижёрскую палочку, которую некогда изобрели, чтобы хору и солистам в опере (последним - на расстоянии 50 м) было видно, что показывает дирижёр. Современному дирижеру достаточно движения рук. Причём, говорит Максим, руки необязательно должны быть красивыми и пластичными. Ещё одно веяние нового времени - уход от полного диктата дирижёра, принятого в середине XX века, в сторону баланса идей солистов оркестра и дирижёра.

«Например, если в оркестре играет хороший первый гобой или валторна и музыканты предлагают какой-то свой вариант оркестрового соло, им нужно доверять, - рассуждает Максим. - Вместе с идеями музыканты привносят в исполнение свою энергетику, в итоге её получает слушатель. Я могу объяснить музыкантам: «Здесь надо быстро играть, а здесь - медленно». Но тогда оркестр будет работать, как компьютер, в его звуке не будет души».

Молодой дирижёр уверен: публика, в отличие от профессиональных музыкантов, больше чувствует музыку. А значит, каждый раз, поднимаясь на сцену, и дирижёр, и оркестранты должны быть максимально эмоциональными и открытыми залу. Возможно, именно это стремление позволило Емельянычеву стать первым музыкантом, получившим театральную премию «Золотая маска» в составе оркестра. Высокое жюри оценило его за «чувство стиля и головокружительное упоение точностью» при игре на хаммерклавире в опере «Женитьба Фигаро».

Каприз Страдивари

Молодой скрипач Никита Борисоглебский осознал, что музыка станет его судьбой, тоже очень рано. Лет с 8-10 он начал участвовать в конкурсах в родном Волгодонске, выступать с оркестром в Ростове-на-Дону. И осознал необыкновенное счастье находиться на сцене и абсолютную невозможность жить без музыки.

- Мои родители по профессии химики, - вспоминает Никита. - Но папа ещё в студенческие годы собрал прекрасную коллекцию пластинок с классикой, эта музыка постоянно звучала в доме. Конечно, очень много значат для музыканта первые педагоги. Игре на скрипке особенно сложно учиться, поскольку инструмент в пока неумелых руках издаёт только малоприятные скрипы и скрежеты. Это сложно полюбить! Если педагог зацикливается только на технике исполнения, не рисуя ребёнку картинку, как может быть прекрасна музыка, то люди перестают заниматься и особой любви к музыке и в дальнейшем не испытывают.

Международная карьера Никиты Борисоглебского началась после успешных выступлений на крупнейших международных конкурсах. Всего их было пока одиннадцать. Везде - только высшие награды.

Два года назад, одержав победу на конкурсе Monte Carlo Violin Masters в Монако, Никита завершил конкурсные выступления. Скрипач говорит, что сегодня попасть на большую сцену можно и не проходя такой жёсткий отбор профессиональными состязаниями, но это скорее исключение из правил. Свой же успех объясняет желанием максимально показать возможности и настроем на победу.

- Сначала казалось, что жюри оценивают лишь технику. Потом понял: когда перед тобой проходят 10 человек, играющих одинаково хорошо, ты перестаёшь обращать внимание на минимальные ошибки в исполнении и смотришь, насколько тебя игра конкурсанта музыкально захватывает, насколько артист умеет держать зал.

Секрет великих скрипачей Никита видит в их индивидуальности. Проявить её можно, максимально приблизившись к смыслу, который композитор зашифровал в, казалось бы, одинаковые для всех ноты.

Расшифровать этот высокий смысл Борисоглебскому помогает его скрипка. Музыкант признаётся: наконец обрёл свой инструмент - произведение венецианского мастера середины XVIII века. Хотя была в жизни музыканта и знаменитая скрипка Страдивари - Никита играл на ней почти год. Но инструмент оказался крайне капризным. У скрипок Страдивари очень тонкие деки - детали корпуса. Это делает инструмент крайне чувствительным к изменениям погоды, влажности окружающего воздуха, с годами - особенно. Кроме того, купить скрипку стоимостью в 5-6 млн евро под силу единицам исполнителей.

- Скрипку, на которой играю сейчас, я приобрёл потому, что она мне отвечает. Привыкание к скрипке у музыканта идёт примерно год, и я уверен: на каждом концерте будут открываться её новые удивительные стороны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно