В Нижнем Новгороде родился отец Анастасии, известный российский дирижёр Сергей Калагин. В 1970 году он закончил факультет хорового дирижирования Горьковской консерватории. И потом всю жизнь не терял связи с однокурсниками, всегда с теплотой вспоминая город детства. Анастасия родилась в Санкт-Петербурге, но часто приезжала на лето к бабушке и дедушке, которые жили в Нижнем Новгороде.
Кому дано
Впервые в Нижнем Анастасия Калагина выступила на сцене филармонии им. Ростроповича во время гастролей Мариинского театра. Вспоминает, как директор филармонии Ольга Томина после выступления подошла к ней со словами: «Настя, ты же Сережина дочь! Можно сказать, родной нам человек! Приезжай чаще!» К сожалению, Сергей Калагин, достигнув больших высот в дирижёрском мастерстве, ушёл из жизни 10 лет назад.
Сейчас сложно представить, но ни нижегородский Кремлёвский зал, ни Мариинка могли никогда не услышать сопрано Калагиной. Голос, подходящий для академического пения, у Анастасии появился лишь в 16 лет. До этого были занятия в музыкальной школе по классу скрипки. Даже консерваторию будущая солистка Мариинки закончила со «скрипичным» дипломом, хотя факультативно уже начала заниматься на вокальном отделении.
Несмотря на такой извилистый профессиональный путь, Анастасия уверена: её жизнь в любом случае была бы связана с музыкой. Иначе в семье Калагиных просто быть не могло!
В доме родителей всегда был настоящий музыкальный круговорот. Отец-дирижёр часто играл на фортепиано отрывки из опер, всё время звучали пластинки с классикой. Даже мама Анастасии, учитель в музыкальной школе, всего за день до появления дочери отправилась в консерваторию слушать симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси.
Ни дня без пения
Скрипачкой Анастасия не стала. Зато стала обладательницей, как сегодня говорят музыкальные критики, «хрустального» сопрано. В 1998 году как перспективная ученица была принята в Академию молодых певцов Мариинского театра. Первый выход на знаменитую сцену - Барбарина в бессмертной опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Сегодня солистка Мариинки с богатым репертуаром различных оперных партий признаётся: специально карьерой никогда не занималась - просто как перфекционист по натуре всегда хотела научиться хорошо петь. И, несмотря на дарованный богом голос, никогда не останавливалась на сложном пути вокального совершенствования. А вокруг настоящего профессионала своего дела интриг всегда меньше, и карьерный рост идёт сам собой.
«Вот ты 5 лет учишься в консерватории, - говорит Калагина. - Там в тебя много вкладывает педагог. Потом приходишь в театр - там контроль уже меньше. Это многих расслабляет. Иногда хочется резко сменить климат, улетев в отпуск, попариться в бане, поесть мороженого или вообще не петь месяц. Нельзя! Максимум - день. После большего перерыва очень тяжело восстанавливаться. Многие думают: «Что за профессия такая - песенки поёт?» На самом деле это огромный труд!»
Ещё Анастасия уверена: успех всегда приходит к людям, за блестящими вокальными данными которых стоит личность. Такими были и Елена Образцова, и Галина Вишневская. Эти великие певицы привносили часть своего внутреннего мира в партии, которые до них пели не одну сотню раз. Именно личность в сочетании с прекрасным голосом бесконечно привлекала слушателей.
Классическая пропаганда
Кроме выступлений на сцене Мариинского театра, сегодня Анастасия много концентрирует. Говорит, что это её очень вдохновляет и позволяет чаще исполнять любимого Моцарта.
Кроме того, это своего рода популяризация жанра - в наши дни классическая музыка остро в этом нуждается. В нашей стране люди порой даже не знают, где, кроме Интернета, можно услышать такую музыку.
«На молодёжь обрушивается такое количество информации, что в этих потоках можно утонуть, так и не услышав Моцарта! Или услышать его в электронной обработке, которая не передаёт всей красоты великой музыки, - говорит Анастасия Калагина. - Музыкальный вкус надо воспитывать с детства: водить ребёнка в филармонию, слушать дома классику, давать детям музыкальное образование».
Анастасия считает, что родители должны проявить настойчивость, если профессионалы видят в их ребёнке задатки будущего талантливого музыканта. Сама вспоминает, как трудно давалась скрипка. Но именно те уроки музыки заложили базу, которая помогла потом стать «хрустальным» сопрано Мариинского театра.