Примерное время чтения: 10 минут
273

Пока слушатели дышали полной грудью, композиторы разбирали стену

Фото АиФ-НН

Нижний Новгород, 3 декабря -АиФ-НН. В фестивале "Ведущий голос"  приняли участие австрийский гуру Беат Фуррер, актуальные во всем мире российские композиторы Сергей Невский, Дмитрий Курляндский и Владимир Раннев (и примкнувший к ним Владимир Горлинский) плюс два ансамбля - Московский ансамбль современной музыки и нижегородский NoName-ensemble.

Фото Ксении Ануфриевой

 



Звучало много необычной музыки, которая, межу тем, для многих собравшихся была подобна основательному глотку свежайшего воздуха.

 
Четверка отважных композиторов вышла из творческого сумрака и предстала перед заинтересованными гостями Арсенала. Композиторам дали актуальное задание - разобрать стену непонимания. Что таить, современная академическая музыка уже почти сто лет является редким деликатесом для искушенных ценителей, эдакими драгоценными и малопонятными, тающими на излете неба ломтиками трюфелей, между тем как подавляющее большинство предпочитает, не выходя из дома, сточить добрую сковородку общепонятной картошки, поджаренной с грибами в сметане. 

 
Означенная стена непонимания была овеществлена арсенальцами и представляла собой в данном случае эдакий брандмауэр, сложенный из небольших картонных коробочек кубической формы. Каждый кирпичик в стене был маркирован вектором непонимания, а с тем, чтобы, так сказать, вынуть очередной кирпичик из стены, требовалось снять вопрос от заинтересованных «недопонимателей», записанный на плоскости кубика-кирпичика. 

 
Вот композиторы и старались два, почитай, часа без перерыва на кофе: брали по очереди коробочку, зачитывали вопрос и отвечали на него, по очереди или соло. 

 
Результат оправдал все ожидания, так что теперь наслаждайтесь заочным блицем с ведущими голосами современной академической культуры.
О бизнесе, комиковании и самообладании


- Как вы относитесь к творчеству Стаса Михайлова?

 
Дмитрий Курляндский: - Отрицательно. Если уж так хочется заработать денег, честнее заниматься не шоу-бизнесом, а просто бизнесом. Не надо с целью личного обогащения заставлять страдать ни в чем не повинных людей.


- Какова доля комического в современной музыке? Над чем она смеется?

 
Владимир Раннев: - Комических музыкальных сочинений мало, все больше пишут трагедии и драмы. И подавляющий процент комических спецэффектов в музыке направлен на нее самое. Однако для успешного считывания комических, по сути иронических смысловых слоев, слушатель обязан очень здорово разбираться в музыке, и ирония в том, что, когда ты «подкован» и сумел расплести все эти пласты смыслов, хочется уже не смеяться, а наслаждаться игрой, придуманной композитором. 


- Теряли ли вы когда-нибудь самообладание при исполнении ваших произведений?

 
Дмитрий Курляндский: - Когда-то я начинал свой путь в музыке как исполнитель и жутко волновался на сцене, и потому постепенно ушел в композицию – видимо, для того, чтобы физически уйти и со сцены, между тем присутствуя на ней в качестве эдакой тени творца. У меня есть произведение «Lacrymoza. Анатомия боли», где прописана партия сердца. То есть к грудной клетке солиста подсоединяется стетоскоп, звучание сердца обрабатывается и, в итоге, идет в зал. Был случай, когда в качестве солиста выступал я сам, и мое сердце билось ровно и спокойно, размеренно, от начала до конца. А когда «Лакримозу» исполняли в Греции под управлением Куртензиса, и на сцене был профессиональный перформансист Дмитрий Чеглаков, сердце этого солиста «вступило» в таком темпе и ритме, что Теодор поначалу растерялся и не знал, продолжать ли ему дирижировать или вызывать «скорую». Так что кто волнуется, а кто играет – сказать сложно!

 
В черной-черной комнате едят хот-доги


- Собираетесь ли вы написать музыку для детей?

 
Владимир Раннев: - У меня уже есть пара вещей, в частности, «Черное пианино», концептуально исполняемое ребенком. Мнения по поводу этого произведения резко расходятся: взрослые возмущаются, что я посмел травмировать детскую психику, и что я совершенно не знаю детей. А дети весело смеются.

 
У меня самого двое детей, но очевидно, что близко общаться с ребенком ежедневно и писать для него музыку – вовсе не одно и то же. Это как писать для инопланетян. Детское сознание вообще практически закрыто для взрослых.

 
- Какой ваш любимый музыкальный жанр?

 
Владимир Горлинский: - Песни. Танцы. Танцы люблю танцевать, песни – слушать, напевая-мыча, иногда записывать.
- Какая безумная идея вас посещала когда-либо? Если посещала…

 
Сергей Невский: - К каждому композитору в период кризиса не раз приходит мысль, что вся предыдущая музыка не имеет значения, и что необходимо срочно записать – чтобы как можно скорее донести до мира – то, что звучит в его, композитора, голове. На этой волне тотального отрицания я, например, в свое время думал о квартете для швейной машинки «Зингер», или, как вариант, об ансамбле для бытовой домашней техники. Хотя, как мне потом подумалось, написать квартет для традиционного струнного состава на сегодняшний день тоже весьма оригинальный ход.


Дмитрий Курляндский: - Моя оригинальная идея – произведение «Happy Mill» для курицы, картофеля фри, колы и четырех женщин. (Написание второго слова в имени собственном, mill, а не meal, неслучайно также потому, что имеет место метафора «мельницы счастья» - нескончаемого перемалывания пищи и, как следствие, получения чисто физиологического удовольствия. – Прим.ред). Суть произведения заключается в том, что четыре исполнительницы поглощают означенные продукты и все физиологические звуки – жевание, пищеварение и прочая и прочая – будучи соответственно обработаны, сливаются в весьма специфическую аудиальную метафору. Безумная эта идея возникла пять лет назад, когда моему сыну было, соответственно, шесть, и он уже умел настаивать на своих желаниях, а мы постоянно ездили мимо знаменитого ресторана быстрого питания, и его желания и требования меня очень волновали. И я думал, как бы отвратить чаяния ребенка от высококалорийной еды с игрушкой – причем так, чтоб ему страшно стало. Произведение было написано, исполнено и записано, но ребенок никак устрашающих параллелей не услышал. Зато все эти физиологические неприятности вполне восприняла моя жена и сказала, что получившееся произведение – отличное средство для похудения.
(В стане сотрудников Арсенала – оживление и быстрый шепот на тему «набрать группу для похудения быстро, недорого и вроде бы без вреда здоровью «по Курляндскому»).

 
Что скучно, а что – грустно?


- Оказывает ли на вас влияние окружающее искусство?


Владимир Раннев: - Когда я учился в Санкт-Петербургской консерватории, то заметил, что консерваторская публика очень сильно отличается от всей прочей. Она практически никогда никуда не ходит. И было очень печально наблюдать, как гаснут глаза моих коллег, до поступления в консерваторию писавших музыку с огромным удовольствием. Видимо, в связи со спецификой обучения они осознавали, один за другим, что им нечего сказать, нечего добавить в эту гигантскую копилку культуры – так сильно давил на них груз великих достижений прошлого, а оперировать современными категориями их никто не научил.

 
Я сам, собственными усилиями прорвался к современной композиции – скорее вопреки, чем благодаря. Оригинальный композиторский язык не падает с неба сам собой: надо постоянно  быть на гребне, в авангарде, необходимо знать, что происходит сегодня. 

 
Да, к вопросу. Меня вдохновляет вообще все. Но это, конечно, не значит, что я постоянно отображаю в музыке все, что меня окружает. Эти процессы гораздо тоньше и сложнее, чем их себе представляют многие.


- Нужно ли вам, композиторам, бороться с непониманием? 

 
Дмитрий Курляндский:  - Нет, не нужно. И не потому, что непобедим тот, кто никого не хочет победить. Наверное, людям стоит знать, что есть такое явление, современная музыка, и вести себя корректно по отношению к нему. Не надло отгораживаться непониманием. И в таких, взимоуважительных отношениях, развиваться и обогащаться как личность. Именно такие отношения интересны и полезны обоим сторонам. Ведь именно концерты в Доме композитора неинтересны для творцов потому, что  там – тотальное «понимание», и все поочередно говорят: «Ты гений, старик!». Знаете, вот уж это - скучнее некуда!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно