Аркадия Шилклопера - валторниста, мультиинструменталиста, композитора, импровизатора - нижегородская публика любит. А он отвечает ей взаимностью.
НЕДАВНО в Нижегородской филармонии состоялась премьера его нового проекта «Tribute To “YES”». Порадовал он слушателей и звучанием удивительного инструмента - альпийского рога. Музыка Шилклопера - явление уникальное, зачастую она рождается в импровизации прямо на сцене...
Блюдо «гурмэ»
- АРКАДИЙ, как вы считаете, какой образ можно выбрать для описания вашей музыки?
- Думаю, можно сравнить мои музыкальные эксперименты… с кухней. Когда я что-то начинаю сочинять или придумывать, мне хочется, чтобы блюдо было «гурмэ» - вкусное и изысканное. У меня есть определённые секреты, но и у хороших поваров бывают блюда как более удачные, так и менее...
- Если говорить о рецепте, с чего нужно начинать? С классики?
- Основа, конечно же, академическая: звукоряд, инструменты. Грубо говоря, это основные ингредиенты. Вообще, продукты практически во всех кухнях мира одни и те же. А вот специи у каждого народа свои. Именно они и придают особый вкус, неповторимый аромат. Так и в музыке.
Я прошёл все составляющие академического образования: закончил музыкальную школу, военно-музыкальное училище, Гнесинский институт, играл в Большом театре, работал в Московской филармонии. Параллельно слушал и джаз, и рок. Мне было интересно наблюдать за тем, как различные стили и музыкальные направления пересекаются. Моя давняя любовь - по сути академическая рок-группа «YES» с полифоническим развитием музыки, сложной структурой. Это было неожиданно для рок-состава.
- Проект «Tribute To “YES”- ваше личное переосмысление этой музыки?
- Не только. По моей просьбе мой друг и соратник по ансамблю «Pago Libre» Джон Вольф Бреннан, тоже большой фан «YES», сделал аранжировку композиции «Owner Of A Lonely Heart». Кстати, для ансамбля «Pago Libre», который мы надеемся привезти в Нижний Новгород, следующий год будет юбилейным и завершающим. Мы решили, что двадцать лет - достаточно для ансамбля. Всё нужно делать красиво. И расставаться в том числе. Впрочем, с «Moscow Art Trio» мы тоже пытались расстаться лет десять назад, но продолжаем играть до сих пор.
Специи и приправы
- В ВАШЕМ арсенале почётное место занимает альпийский рог…
- Я случайно столкнулся с этим инструментом. Был в гостях у приятеля и коллеги Андре Бабинца, он знал, что я экспериментатор, интересуюсь «национальными блюдами» и люблю «кухарить». И продемонстрировал альпийский рог — красивый, деревянный, четырёхметровый! Чудо! Поиграл на нём. Ничего поначалу не понял. Но в дальнейшем стало получаться… Я стал слушать записи, а однажды попал на концерт квартета альпийских рогов «Митта-квартет». Руководил им Ханс Кенелли - джазовый трубач, один из энтузиастов альпийского рога. После концерта я подошёл к Хансу и попросил поиграть, попробовать инструмент. Ханс мне потом сказал: «У тебя «натюрталант»! Ты же прирожденный альпхорнист!» Потом я по крупицам собирал «специи и приправы», с помощью которых и появилось новое «блюдо»...
- При изготовлении «блюд» ошибки не боитесь?
- Я ошибаюсь, как и все. Но… У музыкантов, которые занимаются импровизационной музыкой, ошибка, дважды сыгранная одинаково, уже не считается таковой. А уж если я заехал на неправильную ноту три раза подряд, скажут: «Ну, он же настаивает на этом. Значит, это не случайно». Такие «кухонные» хитрости.
Материал подготовлен при содействии Нижегородской государственной академической филармонии имени Мстислава Ростроповича
СПРАВКА
«АиФ-НН»
АЛЬПИЙСКИЙ рог - национальный символ Швейцарии, но как
тип духового инструмента он имеет «родственников» в разных частях земного шара:
динголо пигмеев Центральной Африки, диджериду аборигенов Австралии, трудруку
индейцев Андских нагорий в Чили, дунг горцев Тибета, лигаву жителей польских
Татр.