aif.ru counter
124

Медсестра стала классиком русского наива

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 06/09/2011

Анку списали с неё

О своей молодости Анна Петровна рассказывала мало и неохотно. Родилась в Нижнем Новгороде в 1893 году. Училась в мединституте, вуз не окончила - ушла на фронт Первой мировой. В Гражданскую служила сестрой милосердия в армии Семёна Будённого. Имела награду, но никому не показывала. Стала почётным гражданином Волгограда.

 - У Дикарской не было семьи. Личная жизнь была в тени. Но личностью Анна Петровна была очень колоритной. Волевая, статная, - вспоминает Вячеслав Постнов, начальник отдела культуры администрации Дзержинска, который 15 лет дружил с Дикарской. - Такое ощущение, что Анку-пулемётчицу рисовали с неё...

 Говорили, что в годы революции был забавный случай, сполна отражающий её характер: в Петрограде она в запале обрезала какому-то прапорщику усы. Что за проступок совершил несчастный, неизвестно.

 Люди, хорошо знавшие Дикарскую, подозревали в ней дворянские корни - слишком независимо всегда она держалась, никогда не скрывала своего мнения. А ведь она всю жизнь проработала медсестрой. Долгие годы прожила в Дзержинске Горьковской области.

Душат образы

Начинать рисовать, когда тебе за 60, непросто. Дикарская рискнула. Откуда взялся в пожилой женщине талант художника? По словам Вячеслава Постнова, Анна Петровна и сама не могла объяснить это: «Меня душат образы. Они постоянно ко мне приходят, в любое время суток. И я просто падаю под их грузом. Это как видеоряд. Глаза закрываю и вижу картинки. И мне ничего не остаётся, как рисовать, рисовать…» .

С другой стороны, как вспоминает Владимир Смирнов, дзержинский коллекционер живописи, рисование было для неё отдыхом от житейских проблем и одиночества.

Когда только стали проявляться способности, она обратилась к основателю дзержинской художественной школы Николаю Кузнецову, к художникам Вячеславу Ганьшину, Борису Синалееву. Обратилась, чтобы поучиться живописи. И вот Ганьшин, блестящий реалист, глядя на наивное, почти детское искусство Дикарской, сказал: «Вас никому не нужно учить. Идите и рисуйте. У вас своя дорога».

- Наша первая встреча произошла на её выставке в Дзержинске в 1979 году, - вспоминает Владимир Смирнов. - Пустой зал, сидит в углу бабулька, вяжет носок. Хожу и возмущаюсь - что это за рисунки из детского сада и что за автор?! И вдруг бабуля говорит: «А это мои работы!»

Её дзержинская «однушка» была набита картинами. Анна Петровна в творческом плане была очень плодовита. Творить любила на кухне. Она и не пыталась приблизиться к реалистической живописи. У неё была своя манера, наивная.

Всё, что под рукой

Она никогда не задумывалась об оформлении. Найдёт около магазина ящик, разобьёт на дощечки - рамка. Холста нет - так она от халата возьмёт кусок, загрунтует и рисует. Дикарская использовала и наволочки, и простыни. Всё шло в искусство.

Художница работала в жанрах пейзажа и натюрморта, её волновали темы российской истории. Душа отзывалась на разные темы. Писала о том, что пережила и прочувствовала.

- Она очень любила цветы, - вспоминает Смирнов. - Как-то вижу: два молодых человека из Палехского училища разглядывают картину Дикарской: ваза с тремя шарами-цветами. «В этой картине заключён политический смысл - самый маленький цветок наше прошлое, побольше - настоящее, а самый большой цветок - наше будущее».

Художница откликалась на политические темы. «Свободу Луису Корвалану!», «Ленин жив», «Учение Ленина вечно».

Её рисунки - густые, эмоциональные, откровенно-отчаянные, в них вся жажда и любовь к жизни. Царь с царицей, казаки на привале, Степан Разин со товарищи… И много ярких цветов. Так потрясающе чётко, сильно и образно может впитывать и отражать жизнь только ребёнок.

Открытие Рошаля

Дикарская как художник была признана ещё при жизни. В 1967 году 9 её полотен представлены на Всесоюзной выставке народных мастеров в Москве. Её работы купили Суздальский музей-заповедник, Всероссийский научно-методический центр народного творчества и частные коллекционеры.

 В 70-е в Дзержинск приезжал Григорий Рошаль, известный советский режиссёр, познакомился с Дикарской. Он отметил оригинальность картин, приобрёл 40 работ для своей коллекции. Друзья Дикарской предполагают, что дальнейшее шествие её полотен по миру состоялось в том числе благодаря Рошалю.

 В середине 70-х картины Дикарской выставлялись в Лионе (Франция), одну из работ - «Баню» хотели купить. Казалось бы, для сделки достаточно согласия мастера. Но тогдашние власти Дзержинска разрешения на продажу полотна не дали, хотя согласились и Министерство культуры СССР, и областной отдел культуры. Застопорилось всё в городе химиков. Дикарскую там так никогда и не поймут…

 Беда и признание

Трагедия художника - потерять возможность рисовать. В конце 70-х после неудачной операции на глазах Анна Петровна практически ослепла. Закат жизни она провела, различая лишь силуэты окружающего мира. Она уже не могла переносить образы на холст.

В 1982 году её не стало. Работы Дикарской долго были в забвении, хранились в художественной школе. Доходило до того, что водители школы подстилали её картины, ремонтируя машину. Сколько произведений искусства погибли от этого?! Усилиями художника Виктора Злобина работы Дикарской извлекли из небытия, привели в порядок и передали дзержинскому краеведческому музее. Но большая часть разлетелась по миру. Имя художницы получило мировое признание. Дикарская занесена во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Её картины есть в Третьяковке, Эрмитаже, в музеях зарубежных стран. Её называют классиком русского наива. И ставят в один ряд с Шагалом и Пиросмани. Но на родине её мало кто помнит...

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество