Узнал картину по пятке
- Не думал, что буду связан с живописью. Хотя и заканчивал Тамбовский институт культуры, - рассказывает Владимир Иванович. - У нас был преподаватель-садист. На экзаменах брал известную репродукцию, закрывал листом бумаги, вырезал маленький квадратик - «Скажите, что за картина?». Мне досталось изображение куска куста и голой пятки. Выручила зрительная память: это был Иванов, «Явление Христа народу».
Смирнов был монтировщиком в театре, актёром. Но главным его занятием стало восстановление и сохранение предметов искусства нижегородского происхождения. Первая работа в коллекции Владимира Ивановича появилась в 1982 году: На выставке самодеятельного искусства он познакомился с Михаилом Григорьевичем Панкратовым, тот подарил свою работу.
«Сохранить хочу!»
Всего за 30 лет Владимир Смирнов собрал более 1200 предметов искусства. Возможностей покупать экспонаты у него всё меньше. Что-то ему дарят, что-то находится само в самых странных местах.
В его галерее можно увидеть Дзержинск совсем другим, зарождающимся, новым, в далёких 30-х годах. Вот набережная с деревянными домиками, старая пристань. Вот по тёмной заснеженной улице идёт автобус, которого сейчас и не встретишь в наших городах. А вот старый дзержинский универмаг, площадь Дзержинского ещё до реставрации.
- А этот портрет художника Виноградова мне очень дорог. Это мой дядя, солдат, пропавший без вести при обороне Москвы в декабре 1941 года. Он написан со старой военной фотографии.
Сталевар и девушка с секретом
Одно из последних приобретений коллекционера - скульптура сталевара 1957 года, автор - известный нижегородский скульптор Андрей Кикин. Смирнов нашёл «сталевара» в гараже у знакомых за кучей мусора.
- Привёз бюст домой, отмыл, покрасил, отремонтировал (он был расколот). Стал рассматривать. Видно, работа мастера... И вдруг в сгибе обнаружил автограф: Кикин! Звоню старейшим художникам. Они рассказывают, что «Сталевар» - известная работа скульптора из каталога 1957 года. Утерянная!
Вместе со «сталеваром» из Нижнего приехали бюст Владимира Сотникова и «Студентка Лена» нижегородского скульптора Александра Горткова, «Бабуся» дзержинского скульптора-самоучки Александра Жаворонкова. А вот деревянная скульптура с сюрпризом - голова красивой девушки - стояла у Горткова на виду в мастерской - для начальства. Начальство уходит - он говорит: «Манька, отдай бутылку!» Открывает голову, а там бутылка и 2 стакана.
«Сейчас я бездомный»
Это в нетленном романе рукописи не горят. Пожар дважды уничтожал коллекции Владимира Ивановича и его дом.
- Сейчас я бездомный, - с грустью рассказывает коллекционер. - Хорошо, в администрации посёлка Пыра, куда я переехал после первого пожара в дзержинской квартире, дали место для галереи. Но и пырский мой дом сгорел в 2009 году. Друг приютил.
В администрации Дзержинска нашему герою помочь не могут. Оказывается, не значат ничего награды и звания, победы во всевозможных фестивалях. Неважно, что человек спас и отдал в фонды краеведческого музея множество картин, собрал более 50 выставок.
- У нас много забытых художников. И если не писать о них, если не сохранить их работы, они уйдут из нашей жизни, - констатирует Владимир Иванович. - Да и коллекцию мне негде разместить. А ведь я её постоянно пополняю.
В областном центре Владимира Ивановича ждут ещё 6 работ. А места нет…
- Когда совсем плохо становится, я прихожу в галерею, смотрю на картины, вспоминаю друзей…