Режиссёр-постановщик, легендарный балетмейстер Отар Дадишкилиани тяжело переживает все события на Украине. Сын грузинского князя и донской казачки, фронтовик, он участвовал в освобождении Крыма от фашистов. 9 мая Россия отмечала не только День победы, но и 70-летие освобождения Севастополя. По мнению Отара Михайловича, эта тема сегодня актуальна как никогда.
«От людей ничего не оставалось»
- Отар Михайлович, ваша постановка «Севастопольского вальса» о друзьях-освободителях города от фашистов, встретившихся там после войны, очень трогательная и пронзительная . Чем вам приглянулась оперетта Константина Листова?
- Это личная история. Этот город для меня особенно дорог. Я пошёл на фронт добровольцем. Наша армия была ударным центром освобождения Крыма от фашистов. Шли очень жестокие бои - фашисты закрепились на высоте Сапун-гора, ключевой позиции на подступах к Севастополю. Отступать им было некуда. В Крыму объявили мобилизацию, призвали всех, кто ещё мог воевать. Очень много необученной молодёжи вместе с солдатами бросили на штурм горы. Победить помогли «Илы» и «Катюши». Когда мы входили в Севастополь, город был разбит и разрушен, в Чёрном море плавали трупы фашистов, дымились обломки вражеских самолётов.
- По случаю победы нам организовали большое торжество в Бахчисарае, во дворце, воспетом Пушкиным. Приехал генерал Толбухин. Ну как быть в Крыму и не искупаться в море? Мы поехали в Ялту, заваленную мешками с песком... Вот это курорт! К морю не пройти - везде таблички «мины». Но мы, молодые, в кальсонах, рванули в воду. Повезло - под мины не попали!
Поэтому для меня было очень важно поставить именно «Севастопольский вальс», это самая известная и популярная оперетта Константина Листова. В нашем театре он идёт уже несколько лет с большим успехом. В юбилей освобождения Севастополя у нас получилось особое единение со зрителем.
«Горячая тема»
- События тех лет перекликаются с происходящим на Украине и в Крыму сейчас, как считаете?
- Для многих Крым - очень горячая тема. Я слежу за событиями на Украине, которые широко, мощно освещает «АиФ». Крым вернулся! Зачем вообще его отдавали? Решение, принятое в Беловежской пуще, было предательством. А то, что сейчас происходит на Украине, - настоящий фашистский геноцид. Что вытворяют со Славянском, Донецком, Одессой!
Никогда не забуду, как в колодцы, откуда украинцы брали дождевую воду для питья и где прятались от взрывов, фашисты кидали связки гранат. От людей ничего не оставалось. Это жуткая жестокость. Как можно к этому вернуться?
- Если люди помнят эту жестокость, почему в XXI веке тема фашизма возвращается?
- Фашизм поддерживают американские боссы - стервятники, которые жаждут крови. И им очень нужна «дама с косой» Юлия Тимошенко. Не так давно я ставил оперу «Иван Сусанин» в Македонии, которая в своё время входила в состав Югославии. Местные жители с ужасом рассказывали, что американцы вытворяли, когда бомбили города! И они в знак протеста сожгли посольство США.
Сегодня наши власти показали: Россия - великая держава, и нам есть чем ответить. Но не дай Бог война! Я фронтовик и не хочу, чтобы мои дети, внуки через это прошли!
Искусство громыхало
- В «Севастопольском вальсе» сильна тема патриотизма. Может ли искусство в наше сложное время сплотить народы?
- Сила его велика. Классическое искусство оздоравливает организм - доказано врачами. Поэтому сегодня нужно объединиться людям творческим. Нужно отправить концертные бригады в Крым, поддержать дух людей. Я предложил директору нашего театра Анне Ермаковой поехать на гастроли - в Крыму «Севастопольский вальс» прошёл бы с триумфом! Нам нужно сделать всё, чтобы люди отдохнули душой. Так было на фронте. Когда гремели пушки, громыхало и искусство. Меня определили в концертную бригаду, и мы колесили по окопам. Два грузовика вставали рядом - вот и сцена. Солдаты садились прямо на траве - вот зрительный зал. Танкисты смотрели концерт, сидя на броне. Немцы видели скопление техники, бомбили нас с воздуха. Но мы дело не бросали - бойцов нужно было вдохновлять! Искусство и на фронте было нужно, и сейчас актуально.
Жаль, нижегородцы не так активно посещают спектакли - ведь в городе есть академический оперный театр, с достойной труппой, сильными исполнителями, хором. В других городах - аншлаги. Обидно!
Мечты о «Спартаке»
- Может, новое здание оперного театра сделало бы классическое искусство в Нижнем Новгороде более популярным?
- Мы убеждены в этом! Нынешнее здание - это бывший Народный дом. Театр находится здесь с 1936 года. Сцены недостаточно для масштабных спектаклей. Но мы находим способы, ставим. Как говорил мой профессор в ГИТИСе: «Чем сложнее условия, тем лучше работают мозги». Я ставил спектакли в Новосибирском театре - там зеркало сцены 24 м (у нас 12 м), и труппа - 100 с лишним человек (у нас - чуть более 40). А мы крышу латаем…
Здание нового оперного нужно строить в центре города, это главный очаг искусства. Проект нового театра впечатляет - три сценических площадки, потрясающие возможности света. Так хочется поставить на новой сцене балет «Спартак» Арама Хачатуряна! Его я ставил в Минске, дважды - в Хельсинки, Братиславе, в Горьком. Мы с Арамом Ильичём дружили, он приезжал на постановки «Спартака». В Горький не успел - болел уже. Планирую поставить в 2016 году, но не хочу загадывать…
- Вы в 90 в прекрасной творческой и физической форме. Где же вы черпаете вдохновение?
- Помогают люди, с которыми я работаю, и искусство, которому я отдал всю свою жизнь. Мне было 7 лет, когда я получил за исполнение кавказских танцев первый приз - детскую библиотеку. И пошло-поехало. Артист балета, балетмейстер, режиссёр-постановщик. А потом меня совратили оперой (смеётся).