Нижний Новгород, 11 февраля - АиФ-НН. В Нижнем Даниил Гришин играл немало: и в составе камерного оркестра «София», и соло. А потом блестяще выступил на конкурсе Юрия Башмета, ещё раз поразил жюри в Италии на Premio Trio di Trieste – и пропал для нижегородцев. Хотя «прописан» до сих пор у нас в городе…
Что-то, кроме денег
Надо ли говорить, что гастрольный график музыканта перенасыщен поездками и «поймать» его в родном городе крайне сложно? Нам на правах бывших однокашников удалось встретиться с Даниилом в его короткий визит в Нижний Новгород в конце января.
-…Переломный момент? Не заметил. Просто я брал всё что мог от людей, окружавших меня в Нижнем, – от преподавателей, друзей, студентов. Я учился в классе Маргариты Петровны Евсиковой, ассистентуру-стажировку заканчивал у Софьи Наумовны Пропищан - причём заканчивал как квартетный исполнитель. Вообще никогда не думал, что буду солистом.
- Гастрольная жизнь подавляющего большинства музыкантов и артистов организована исключительно сурово. Перемещаясь по всей планете, многие мало что видят, кроме гостиниц и концертных залов. Объехав не одну сотню стран, можешь ли ты сказать, что всё-таки удалось познакомиться с ними?
- Фифти-фифти. Некоторые страны удалось очень даже неплохо посмотреть - Мексику, Аргентину… В Мексике мы побывали в местах древних майя. Масштаб и совершенство их построек поразительны, особенно если все эти свершения древних предков человечества воспринимать вживую, на месте.
В Аргентине поражает атмосфера. Там невероятно артистичный, доброжелательный народ, играющий и танцующий танго прямо на улицах, а дух и вкус этой жизни не сравнимы ни с чем.
В общем, мы всё-таки много чего смотрим и, в основном, стараемся связывать свои вылазки не с искусством – в нашей жизни и так много искусства вокруг. Но стараемся посмотреть достопримечательности общего плана.
- Это получается благодаря организаторской воле маэстро Кремера, закладывающего в райдер, скажем, парочку экскурсий или планирующего поездку с большим количеством свободного времени для прогулок?
- Нет, свободное время в поездке - это очень дорого. Выходы получаются случайно. А райдер у нас очень скромный: вода на репетиции и на концерте, два помещения - для девочек и мальчиков. Отдельная гримёрка для маэстро. Всё!
- Наверное, получаешь большие деньги в таком прославленном коллективе, да еще и с таким ритмом работы…
- Нет, наша работа не самая высокооплачиваемая, не надо на этот счет обольщаться. Я получаю намного меньше, чем некоторые нижегородские музыканты. И эти скромные гонорары даются очень тяжело. Мы сами себе оплачиваем дорогу и гостиницы, а остатки распределяем на всех. Остаётся немного! Отнюдь не полный стакан, и тут важно увидеть в этом стакане что-то ещё, кроме денег: художественное наслаждение, работу рядом с друзьями…
«Папа, здравствуй!»
- Работа с кем из великих музыкантов тебе особенно запомнилась?
- Если брать иностранных исполнителей, первый, кто приходит на ум – замечательный итальянский виолончелист Марио Брунелло. Из дирижёров – сэр Саймон Рэттл (главный дирижёр Берлинского филармонического оркестра. – Ред.), Юрий Темирканов.
Безусловно, мы играли с множеством выдающихся солистов. Назову недавнего юбиляра, Юрия Абрамовича Башмета: помню, в два часа ночи мы записывали с ним сонату Шостаковича, и, несмотря на усталость, он играл гениально. Регулярно играем с Серёжей Накаряковым (известным в мире трубачом, также родом из Нижнего - Ред.). Мы с ним всегда очень радостно встречаемся, передаём друг другу новости и приветы из родного города и порой даже пускаемся в воспоминания.
- Почему ты не уезжаешь за границу, как тот же Накаряков, как многие, многие талантливые нижегородцы?
- Не могу. Я люблю эту страну, лучшую на Земле.
Если честно, я не считаю себя совсем уж нижегородцем. Скорее россиянином. Родился в Сургуте и прожил там пятнадцать самых счастливых лет жизни. А потом я уехал учиться, потом начались перемены в стране, пришлось выживать, и было нелегко, но это уже другая история… Словом, я стал жить в Нижнем Новгороде.
Хотя в Нижнем я не то чтобы живу… Скорее, прописан. За год получается пробыть в городе месяца три в сумме, не больше. Приезжаю – и смотрю на внезапно вымахавшего сына снизу вверх. А он полноценным басом произносит: «Папа, здравствуй. Всё нормально?».
Любить – и не отчаиваться
- Сын будет продолжать музыкальную династию?
- Сложно сказать…
- Но ведь он посещает музыкальную школу?
- Да, конечно. Музыка ещё никогда никому ничего плохого не сделала. И всё же я не хотел бы, чтобы он стал музыкантом. Несмотря на то, что музыка сама по себе – одно из прекраснейших занятий на свете, заниматься ею как профессией очень трудно. Сегодня у музыканта что-то есть, а завтра – ничего нет, и он ходит как неприкаянный.
А самое страшное для музыканта – невостребованность. К этому тоже нужно быть готовым - к тому, что твоя музыка никому не нужна. С другой стороны, вынужденная пауза - это тоже неплохо: можно посвятить себя семье, ученикам. И не отчаиваться.
…Сейчас Даниил снова где-то летает и играет, играет…