Примерное время чтения: 9 минут
1596

Александр Розенбаум: «Мы продолжаем сливать кровь»

Фото:

Вот уже больше 10 лет каждый год он радует нижегородцев своими программами.

В Нижнем написано несколько песен – в том числе «Вечерняя застольная», которую он почти каждый раз исполняет на концерте в Нижнем. Так что с Нижним Новгородом у музыканта своя история. В свой нынешний приезд в Нижний Розенбаум рассказал о…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…о памяти и подвигах

  - В моих программах всегда присутствуют песни о войне, о погонах. Тому есть веские причины. Во-первых, человек без памяти к истории его страны не живёт. А во-вторых, я очень рад, что мое поколение выросло с уважением к старшим, к ветеранам, с огромной благодарностью к их победам, пиитетом ко всему тому, что они вообще сделали в жизни. Это наши родители, наши бабушки и дедушки. Мало того, нам привили уважение к служилым – независимо от того, военное время или нет. Служба родине, как в наше время говорили, – это почётная обязанность.

Я родился в стране под названием Советский Союз, где две трети населения не только служило, но и работало на армию и флот. Это братья и сестры, мы с ними жили одной жизнью. Я себя от населения страны не отделяю.

Каждый год я выступаю в концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге с военным концертом. В другое время мои военные песни в моих выступлениях приурочены к датам. В Нижнем я не смог не спеть одну из дорогих для меня песен, посвященных блогае Ленинграда. Есть разные подвиги. Те, о которых знают только специалисты или те, кто интересуются историей – например, о войне Алой и Белой Розы. А есть поступки планетарные, о которых знают мало-мальски образованные люди – Трафальгарское сражение, Ватерлоо, Курская дуга, Сталинград. Есть подвиги мирного населения – к ним относится блокада Ленинграда. Мужество, героизм этих людей, которые вынесли 900 дней голода и холода, нельзя забыть. Уморить за короткое время столько людей! С памятью о погибших и с огромным уважением к живым

…о том, что «всё позади»

- Судьба мне дала счастливую возможность разговаривать с многими-многими людьми в самых разных уголках. Я очень люблю и умею это делать – «скорая» научила. Я много общаюсь с людьми пожилыми, ветеранами, и со многими их мыслями по поводу сегодняшнего времени согласен. Такие встречи позволяют мне писать песни.

Кто же затаил на нас такую злобу,

Я утюг включаю, а там: «Россия, вперед!».

А куда вперед? Если все позади…

…о кокетливом названии войны

- Мы жили и благодарили партию за наше счастливое детство. А детство действительно было счастливое. Главное – что мы жили в мире и свято верили в это. Мировых войн, слава богу, не было. Хотя были несколько раз на волосок от них. А вот кровь мы сливаем с конца 40-х и не прекращаем до сегодняшнего дня. Огромное количество народа прошло через так называемые локальные конфликты, которые журналисты кокетливо называют горячими точками. Горячие точки – это прилавок на рынке – продавец и покупатель лаются. А это войны, настоящие, с законами, горестями и последствиями войны. И если у каждого из нас как минимум 10 родных и близких, получается, каждого из нас коснулась. Причём войны были и помимо Афганистана. 15 февраля – День вывода войск. Мы всегда встречаемся. Я не люблю, когда меня поздравляют – это не праздник. Есть, конечно, личная радость, для тех, кто пришел живым. Это день встречи и день памяти, который есть у любого солдата любой войны. Люди обнимаются, встречая своих друзей и горестно вспоминая тех, кто остался там, за речкой…

 

… о любви к собакам и лошадям

- Песни о собаках тоже занимают видное место в моём творчестве. Имя нам легион – собачники. Собака и лошадь – друзья человека. Все остальные – животные. Хорошие, похуже. Плохих не знаю – кроме комаров и мух (улыбается). А с собаками и лошадями нам хорошо. Они нас любят, мы их тоже. Они нам помогают. Бывает, с ними сложно, а кто сказал, что им с нами легко.

Кстати, песня о любимом псе Розенбаума - бультерьере Лаки - одна из самых пронзительных и грустных, начиналась в Нижнем. Александр Яковлевич рассказывает, что был на гастролях в нашем городе. Летний вечер, кафе на набережной:

- И вдруг мне позвонили мои домашние и сказали, что Лаки задыхается. Я как врач принял решение и сказал, что нужно усыплять. Лаки позвали к телефонной трубке, я ему сказал, что его только уколют, и он уснёт. Я не представляю, как тяжело было моим жене и дочке, которые находились тогда с ним. А я после того, как положил трубку, ушёл на откос и какое-то время орал просто. А потом поехал на концерт. Лаки был больше, чем преданный пёс — это был верный друг, который сопровождал хозяина на гастролях и в поездках. Близкие говорят, что он боялся хозяина больше смерти и любил его больше жизни...

…о том, как «зажигают» деды

- В конце 80-х мне посчастливилось достать билет и пойти в Октябрьский зал на концерт гениального джазового композитора и пианисту Дейву Брубеку. Яблоку не куда было упасть. В то время птицы такого полёта редко долетали до нашей страны. На сцену выбежали 6 седовласых дедов лет 65-70. И так зажгли, что зал просто растаял. Именно тогда я понял, что если я возьму коллектив, там будут мои ровесники. Тогда к пенсии мы сработаемся. А когда деды зажигают, это фишка. Теперь мы до этого дожили. Самый молодой из наших дедов сидит за барабанами – Аркадий Аладьин. Самый старший дед – самый здоровый – Вячеслав Литвиненко. Он родился и учился музыке в украинском городке Черновцы. На бас-гитаре играет очень талантливый музыкант, с высшим консерваторским образованием - Анатолий Никифоров. У нас работает музыкант, который у Эдиты Станиславовны Пьехи и Александра Александровича Броневицкого почти 20 лет. Сейчас он работает с нами – Юрий Капетанаки. Особо хочу отметить Александра Алексеева. С 83 года я ушёл в сольное плавание. Выступал один, но мне очень хотелось аранжировки. Я же слышу на концерте за собой оркестр – вот здесь вступил бы рояль, скрипки, виолончели, в военной песне на вершине трагической истории – должна пронзительно завизжать труба. В казачьей песне должны листья прошелестеть, вечер просвистеть. Ты это слышишь, а нечем отыграть. Вот так и появился Александр Павлович. Мы почти четверть века вместе…

…о Маше за деньги и профессионализме

- Мы так рады, что мы не являемся детьми фабрики звёзд. Мы воспитанник большого-большого завода под названием Ленконцерт. В те достопамятные советские времена такие организации, в том числе Горьковская филармония, давали артистам, которые там работали, системную подготовку. Сегодняшняя шоу-бизнесовая история – это история проектов. Например, проект «Маша» - покупается песня, Машу записывают, одевают, звукорежиссёры создают голос, рейтинг. Написали, что Маша является любимой исполнительницей таксистов – о чём они сами понятия не имеют. Но за всё уплачено! Через полгода деньги кончились – Маша пропала. Я не брюзжу по этому поводу – сейчас время такое. А тогда делали музыкантов. Долгие годы. А если ты ещё попадал в хороший коллектив с хорошим руководителем – например, «Песняры» с Володей Мулявиным, «Весёлые ребята» с Пашей Слободкиным, «Поющие гитары» с Анатолием Васильевым, «Арсенал» с Лёшей Козловым, «Интеграл» с Барри Алибасовым. За 3-4 года работы из тебя делали профессионала – карьера обеспечена.

…об уважении к публике и звездунах

- В конце каждого концерта я прошу зажечь свет в зале, чтобы увидеть всех зрителей. Я хочу подчеркнуть своё уважение к публике. Поклоны и аплодисменты никто не придумывал специально. Это произошло само собой – как выражение благодарности. Публика даёт нам чувствовать себя нужными. Это очень важно для артиста – тогда ты живёшь. Я очень «люблю» фразу зелени, которая без году неделя «зелень артистическая» вошла в роль звезды и томно вещает: «Я так устала от этого внимания, эти автографы! Так тяжело!». Начитались райдеров – 28 тыщ бутылок в гримёрку, охранники с пистолетами – хотя «звезду» никто не узнаёт. На такое один ответ: либо больная, либо врёт.

Я люблю фразу, которую сказал однажды мой близкий друг Вахтанг Константинович Кикабидзе: «Саша, у нас звёзд нету – одни звездуны и звездуньи». Для меня звезда – это Любовь Орлова, Людмила Гурченко…. Наши поклоны зрителям – знак признательности за то, что вы даёте нам возможность ощущать себя нужными на этой земле. Значит, мы живём не зря! Спасибо вам за это!

Анекдот от Розенбаума Встречаются два музыканта. Один грустно шепчет другому, почти шипит: - Вася, это кошмар. У меня левая связка почти не работает. - А правая? - А правая? (громко). А правая, вроде, нормально (поёт).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно