Работы Владимира КОЛЕСОВА, варнавинского мастера-самоучки, преподносились и главам нашего государства, и патриархам Русской православной церкви. Дело Колесова и впрямь похоже на ювелирное: требуется много терпения, усердия и недюжинный талант.
«Политическая» солонка
Десятилетний Володя Колесов заинтересовался берестяным делом в тюремной зоне горьковского Унжлага в посёлке Северном Варнавинского района. Там отбывали наказание «политические», узники по печально известной контрреволюционной 58-й статье. А местные жители, в том числе маленький Володя, как могли, поддерживали осуждённых, среди которых, по словам нашего героя, были настоящие интеллигенты.
Справка | |
---|---|
Владимир Колесов родился в 1951 году в Костроме. Закончил Горьковский автомеханический техникум. Народный мастер по бересте. Его работы выставлены на Нижегородской ярмарке, в Уральском центре имени первого президента России Б.Н.Ельцина, в Варнавинском историко-краеведческом музее, а также на международных выставках в Канаде, США, Индии, Японии, Китае, странах Европы и Африки. |
- Актёры Большого театра, известные советские доктора (помните «дело врачей»?) и прочие видные, но опальные деятели СССР - среди них проходило моё детство, - рассказывает Владимир Николаевич. - Встречались и талантливые мастера: однажды я нашёл берестяную солонку, сделанную каким-то заключённым. Посмотрел, повертел, решил: смогу сделать такую же. Высчитал размеры, добыл материал и создал нечто похожее на оригинал. Не книги, не родители - неизвестный мне осуждённый стал первым учителем в главном деле моей жизни.
Мама и папа будущего мастера и правда не имели никакого отношения к берестяному делу, а вот дядя Владимира Николаевича, погибший в Великую Отечественную войну ещё до рождения племянника, был когда-то краснодеревщиком. Своего сына Колесов тоже научил любимому делу.
Уникальный почерк
Но сын - далеко не единственный его ученик. По образованию Владимир Николаевич термист-инструментальщик и специалист ковочно-штамповочных работ, в 1990-е работал начальником цехов в разных городах области. По призванию же он учитель.
- В первой гимназии и в 59-й школе Нижнего Новгорода я вел в своё время спецтехнологию, - рассказывает наш герой. - На перемене говорил ученикам: «Ребята, идите погуляйте!» Нет, ни в какую не шли! До смешного доходило: один парнишка, кроме моих предметов, не посещал больше школьных уроков. Предлагали мне работать и в художественном училище - в том самом, куда я когда-то хотел поступить, но не вышло. Не взяли! Потом ещё ходил туда вольнослушателем уже в зрелые годы. У меня ведь нет высшего образования, только среднее техническое.
Владимир Николаевич вспоминает, как за отсутствие диплома ругали его на худсоветах по допуску к разным выставкам - ведь в таких комиссиях сидели сплошь кандидаты наук! Но однажды сам председатель худсовета подошёл и сказал: «Хорошо всё-таки, Владимир Николаевич, что вы нигде не обучались! Не было бы у вас такого уникального стиля, как сейчас».
Стиль у нашего героя действительно уникальный: Владимир Николаевич - автор собственной технологии, разработанной тернистым путём проб и ошибок. Он не просил помощи у других людей и крайне редко обращался к немногочисленным книгам по берестяному искусству.
Самого мастера теперь часто просят написать книгу. Но, говорит, пока руки не доходят - слишком много других дел. Женские украшения, домашняя утварь и даже музыкальные шкатулки - каждое из четырёх сотен своих изделий он старался сделать единственным в своём роде и при этом практичным.
Клей мастер не применяет - только пчелиный воск, чтобы люди могли потом пользоваться его изделиями без ущерба для здоровья. Особую роль в работе мастера занимает православная тематика. К созданию подобных вещей он очень тщательно готовится: чтобы сделать в подарок покойному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II берестяной макет церкви, Владимир Николаевич читал Библию, узнавал детали интерьера православных храмов, а затем получил благословение на изготовление столь необычного изделия.
Также мастер стал выполнять различные детали на дизайн интерьера фото.
Бог благословил…
- Верю, что Бог благословляет на работу или, наоборот, отводит от неё, - говорит наш герой. - Если ты готов, Господь посылает цельный образ будущего творения, срабатывает шестое чувство, если нет - как ни старайся, ничего не получится.
А на земле своим ангелом-хранителем Владимир Николаевич считает любимую жену Галину Семёновну, с которой они вместе уже почти 20 лет. Именно она, в чьих жилах течет кровь князей Пурышкиных, помогла ему встать на ноги после инфаркта, именно она берёт на себя большую часть всех экономических вопросов работы мастера. Детей от прежних браков не делят на своих и чужих: все родные! «Люблю жену сильнее, чем в первые дни отношений», - признаётся Владимир Николаевич.
Так же преданно он относится и к своему делу. Вот уже полвека наш герой осваивает тонкости мастерства и всё равно скромно отмечает: «Мне есть куда стремится».