Корреспондент АиФ-НН. ру Эльфия Гарипова побывала на регате с участием скоростных судов на воздушной подушке и прокатилась на одном из аэроглиссеров.
Когда мы слышим слово «регата», стереотип мышления вызывает в памяти солнечный летний день, синие речные брызги и быстрые байдарки c ловко работающими веслами гребцами. Какая может быть регата запоздалой весной? Однако может быть и так: холодное, хоть и солнечное мартовское утро, пронизывающий ветер и яркие экипажи глиссеров на весеннем льду.
Фото Эльфии Гариповой |
У самого подножья Чкаловской лестницы, прямо под катером «Герой», прошла 5-я всероссийская регата амфибийных судов (судов на воздушной подушке) «ВолгаХовершоу-2013». Нижегородская регата уникальна. С 60-х годов прошлого века были известны только регаты для мелких пляжных открытых судов. Суда на воздушных подушках, которые производят пять нижегородских предприятий, приобретают все большую популярность благодаря своей скорости и маневренности. Они хорошо показали себя в тундре, за Полярным кругом, в условиях ночной видимости и даже в работе в тропических странах. Конечно, эти гонки выглядят гораздо серьезнее, чем пляжные развлечения.
Подпись |
С самого утра на речной ледяной глади начали собираться экипажи. Они проверяли свои суда, что-то протирали, подтягивали, чистили, - словом, наводили красоту. Организаторы соревнования накачивали веселые оранжевые буйки для прохождения трассы и расставляли их на льду.
Фото Эльфии Гариповой |
Постепенно к месту соревнований подтягивались первые зрители, которые рассыпались по всему крутому волжскому склону в ожидании красочного зрелища. Постепенно все команды собрались в акватории.
Фото Эльфии Гариповой |
Их оказалось девять. Их яркие нарядные расцветки радовали глаза, которым трудно было бы смотреть все время только на бело-желтоватые разводы на льду.
Фото Эльфии Гариповой |
Организаторы «ВолгаХовершоу» дали командам отмашку на тестовый проход трассы. И глиссеры, издавая изрядный шум и обдавая все вокруг себя облаком снежной крошки, начали приглядываться к участку, на котором должны были показать свое мастерство и удаль. В этом году на юбилейную регату свои команды выставили ведущие производители амфибийных судов и организации, использующие их в профессиональной работе.
Фото Эльфии Гариповой |
Сергей Смирнов, представитель оргкомитета регаты и участник соревнований, среди суеты в разгар подготовки к состязанию рассказал, что, кроме Нижнего Новгорода, в регате участвовали экипажи из Москвы и Саратова на судах разных классов. «От нашего города в регате участвуют суда марки «Хивус», «Стрелец», «Пегас», - пояснил Сергей Смирнов. - Суда «Марс», которые используют МЧС, на соревнованиях только присутствуют, патрулируют мероприятие, но не участвуют. Погода нормальная, располагает к проведению подобного мероприятия. Но поскольку солнце припекает лед, да и судна его тревожат, мы постоянно через громоковоритель напоминаем зрителям, чтобы не выходили на лед. Ведь если встретится полынья, судно пройдет по ней незаметно. Чего не скажешь о человеке».
Фото Эльфии Гариповой |
Действительно, публика так и норовила в любой доступный момент выйти на лед, чтобы осмотреть красивые судна. Один молодой парень, журналист, по колено провалился ногой в полынью, но даже это не остановило его от осмотра любопытных машин.
Фото Эльфии Гариповой |
Другой участник регаты, Дмитрий Каленюк, представитель центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева рассказал, что в соревнованиях в основном участвуют производители и эксплуатанты этих судов. «Говорят, что планируется и летом проводить регату, - сказал Дмитрий. - На следующий год наше бюро, возможно, поучаствует в соревнованиях. До этого мы занимались только экранопланами и судами на подводных крыльях, а недавно начали работать над «подушками».
Фото Эльфии Гариповой |
Всем девяти экипажам предстояло принять участие в двух состязаниях- кольцевой гонке и «змейке». Кольцевая гонка – это конкурс, в котором всем судам дается общий старт, и они должны пройти пять кругов на скорость. Причем вся трасса обозначена повортными знаками-буйками. На кольцевой гонке пять поворотных знаков, а на «змейке» - семь. Общая длина кольцевой гонки - около пяти километров. На длинных прямых участках суда развивают скорость до ста километров в час, а на поворотах скороcть сильно снижается, порой практически до нуля. Зрелище впечатляющее: под рев моторов и одобрительные крики зрителей красивые быстрые суда стремительно делают круги по ледяной акватории.
Фото Эльфии Гариповой |
По окончании задания экипажи выстраиваются в одну линию и дожидаются объявления результатов гонки. Самыми быстрыми, по результатам состязания, оказались аэросани-амфибия «Патруль» из Саратова. Конкурс «змейка» проверял маневренность судов и выполнялся индивидуально. Во время выполнения «змейки» начислялись штрафные баллы за ошибки в прохождении трассы, за касание поворотных буйков. Кстати, расстояние между знаками на «змейке» всего около ста метров, что не так много для таких быстроходных судов. Поэтому каждому экипажу пришлось проявить все свои умения. Впрочем, публика не обращала внимание на штрафные баллы: само зрелище завораживало и заставляло без отрыва оставаться на месте в течение нескольких часов, несмотря на то, что с Волги изрядно дул холодный ветер.
Фото Эльфии Гариповой |
Когда все экипажи завершили свои упражнения, судьи подвели итоги состязаний. Победителем регаты в общем зачете по итогу кольцевой гонки и упражнения «змейка» стал экипаж «Патруль», который лидировал с самого начала. Приз регаты - переходящий кубок- уехал в Саратов. Остальных призеров гонок наградили грамотами за победу по классам судов, шампанским и книгами о великом авиаконструкторе XX –го века Игоре Сикорском и о не менее великом конструкторе судов на подводных крыльях и экранопланов Ростиславе Алексееве.
Главный конструктор конструкторского бюро «Амфитех» Станислав Алексеев высказал мнение, что сейчас суда на воздушных подушках снова будут востребованы, причем не только как один из важных видов транспорта для МЧС, но и для развития транспортной системы в некоторых регионах нашей страны. «Например, Якутию каждый год покидает до полумиллиона человек, - пояснил Алексеев. – А все потому, что многие жители оказываются отрезанными от от основных магистралей и трасс. Людям нужно иметь уверенность, что в любой момент к ним могут добраться различные службы или они сами смогут поехать по своим надобностям в любую погоду. Поэтому суда на воздушных подушках могут оказать неоценимую помощь и народному хозяйству, и в социальной адаптации населения труднодоступных районов России».
Фото Эльфии Гариповой |
После соревнований все желающие могли бесплатно прокатиться на экипажах участников соревнований, у которых была лицензия на осуществление перевозок. Такие суда нашлись. Дети, конечно же, сразу потянули родителей кататься. Впрочем, взрослые и сами выстраивались в очередь к катерам, ведь поездка на глиссере по волжскому льду оставляет яркое впечатление.