Плача, ребенок рассказал, 1-го сентября не смог попасть на учебу в школу – местные чиновники требуют предоставить справки, которые несовершеннолетней девочке на руки никто не дает. Отец Ангелины тяжело болен и физически не способен обойти десяток организаций, чтобы собрать нужные документы.
Ангелина Ким в свои пятнадцать закончила всего пять классов, но свободно владеет четырьмя языками – английским, русским, корейским и китайским. Полиглотом она стала не от хорошей жизни: вместе с отцом, Громом Ким, она колесила по стране всю свою жизнь в поисках заработка. Родилась она в России, а вот ее отец не имеет гражданства нашей страны.
Когда мужчина находил временную работу – был строителем, делал ключи, ремонтировал обувь, выращивал огурцы на плантации, – девочка везде ездила с ним. Ее никто не водил в школу – было некогда. Отец думал, как не умереть с голоду, а не о том, как выучить дочь.
Последним местом работы Грома стали сельхозугодия в Челябинской области, он сеял, полол, выращивал огурцы и помидоры на плантациях. Потом Гром сильно заболел: стали отказывать почки. Ангелина взяла заботу об отце на себя: она выучила по «мыльным операм» китайский и корейский языки и стала зарабатывать переводами: трудолюбивые китайцы платили ей за помощь в общении с покупателями и в оформлении документов.
Сезон закончился, китайцы улетели в Поднебесную, отец слег, Ким оказались на улице. На счастье местный пастор протестантского храма Александр Ким, подкармливающий переселенцев, приютил семью в своем летнем домике. Там холодно, изба хлипкая, в сильные дожди потолок протекает, проводка сверкает, угрожая взорваться, но это было лучше, чем ничего.
«Мечтаю учиться в школе»
Ангелина все лето собиралась в школу. Девочке, имеющей большой талант языкознания, не с кем общаться. Она не видит ровесников: круг ее общения – прихожане крошечного прихода и больной папа. Все друзья-сверстники – только в Интернете. Они пишут Ангелине про своих друзей, рассказывают, кто купил какой рюкзак на новый учебный год, а Ангелина тихо плачет: у нее нет школьной сумки, сменной обуви и формы. Да и в школе ее тоже не ждут.
«Я написала письмо уполномоченному по правам человека по области Алексею Севастьянову, – говорит Ангелина. – Мне он уже помогал. Алексей Михайлович посоветовал мне общественную организацию, которая занимается правами переселенцев и беженцев. С ее руководителем Ольгой Буранковой мы ходили в управление образования Металлургического района, нас приняли и сказали, что надо принести справки, подтверждающие, что я училась в школе, где написано, сколько классов и когда я закончила».
«Кто будет справки собирать?»
Казалось бы, это не так сложно – объехать несколько школ города, где Ангелина посещала сначала начальные классы, а потом и пятый. Но здесь есть несколько но. Девочка несовершеннолетняя, значит, с ней должен быть законный представитель, опекун или кто-то еще, отстаивающий ее права. Ангелина приуныла: она знала, что ее малограмотный отец, тяжело больной, он не сможет мотаться по городу и в строго назначенное время объяснять, почти не зная русского, чего он хочет. Ольга Буранкова взялась помочь Грому оформить гражданство по упрощенной системе: нужно доказать, что отец проживает на территории страны уже много лет, и тогда с оформлением документов девочки будет проще, уйдет меньше времени и сил. Но это все дело долгое и трудозатратное: Ольга отправила запросы, собрала бумаги, отнесла в миграционную службу. «Сейчас у меня заболел ребенок, – призналась женщина корреспонденту АиФ.ru, – я физически не могу помочь Ангелине собрать справки, хотя в управление образования я с ней ходила и обещала, что их принесем». А еще, по словам Ольги Буранковой, она обратилась в органы соцзащиты с просьбой помочь Ангелине, спросила, какой выход из ситуации видят они. И получила ответ: Ангелину можно направить в детдом. Девочка побледнела и заплакала, а Ольга поняла: сюда мы больше не придем.
Помогли отстоять права
Как пояснили в аппарате уполномоченного по правам человека по Челябинской области Алексея Севастьянова, чиновники из госучреждений не вправе требовать собирать справки и документы с граждан, обратившихся к ним по какому-то вопросу. Они обязаны, по словам помощника омбудсмена Жанны Чубенко, руководствуясь законом «Об обращениях граждан», сами запрашивать все необходимые им данные из организаций. Многие этого не знают, и потому чиновники гоняют людей по несколько раз, требуя предоставить справки или ссылаясь на то, что они не так оформлены.
Корреспондент АиФ.ru обратилась в управление образования Металлургического района Челябинска с вопросом: «Как быть Ангелине? Ситуация нестандартная: девочке помочь просто некому! Матери у нее нет, отец болен. Что делать? Учебный год начался, ребенок не в школе. Ребенок талантливый, мечтает сесть за парту. Это что – нереально?». На что был получен ответ одного из чиновников: «А кто будет справки собирать? Я? Если девочка действительно так хорошо знает иностранные языки, это, конечно, прекрасно. Но к школьной программе не имеет особого отношения: у нас только русский, английский (немецкий, французский)».
Мы связались с заместителем начальника управления Натальей Колосовой. Она подтвердила, что Ангелина действительно обращалась к ней с просьбой посодействовать в направлении ее в школу, справки обещала подвезти. Но, понимая, что дело с мертвой точки не движется, Наталья сказала, что Ангелину в школу определят в порядке исключения, безо всяких справок и документов, это все потом, ведь учебный год начался.
Когда Алина узнала, что ее ждут в управлении, она почти запрыгала от радости, побежала в учреждение, а вечером прислала корреспонденту АиФ.ru смс: «Я завтра иду в школу!».
«Это так клево!»
Свой первый учебный день в шестом классе Ангелина, по признанию, запомнит надолго. «Это так клево! – почти кричит девочка. – Я пришла, а сегодня две математики, так интересно. Я новую тему поняла сразу. Но вот то, что повторяли, трудно для меня, не помню ничего. А потом был субботник! Мне очень нравится, я со всеми подружилась. Учительница математики такая хорошая, обещает со мной позаниматься. Учебники мне выдадут, жду – не дождусь».
Ангелине сказали, что она может окончить за год два, а то и три класса, и потихоньку догнать своих ровесников, ведь по возрасту девочка уже должна быть в десятом классе.
«А наш пастор протестантской церкви Александр Ким, как узнал, что меня в школу взяли, сегодня школьную форму купил, – Ангелина сияет от эмоций. – Вот здесь церковный домик, – девочка открывает дверь заднего двора. – Нас пастор кормит, помогает, поддерживает. Спасибо ему огромное. А вам – моя необъятная благодарность. Брались помочь многие, но смогли только вы. Я снова в школе!».
Если вы хотите помочь Ангелине Ким, ее карта Сбербанка РФ 4081 7810 2720 0019 1917